Кредит во спасение

Кредит во спасениеБанковские автозаймы: путь к восстановлению или шаг к новому кризису?

Народная истерия на почве подорожания бензина не изменила статус-кво: отказываться от идеи завести четырехколесного друга украинцы не будут. Более того, многие реализовывают эту идею уже сегодня - по данным автосалонов, с начала весны в Украине было продано больше новых машин, чем за весь прошлогодний сезон. Автобум объясняется просто: в игру вновь вступили банкиры. Снижение ставок и авансового платежа, увеличение сроков кредитования и прочие “конфетки” для заемщиков призваны уже в этом году вывести выдачу автокредитов в “докризис”.

На первый взгляд, наверное, стоит порадоваться. Как автолюбителям, так и всем остальным. По идее, оживление автокредитования может стать первым шагом в восстановлении кредитной активности банков в других отраслях. С другой стороны, непонятно, как будет дальше. Ведь после “докризиса”, по законам жанра, вполне может наступить новый кризис…

Налетай, торопись!

Всего лишь за март текущего года продажи новеньких иномарок в автосалонах достигли невиданного с начала кризиса уровня: украинцы купили машин на 70% больше, чем в феврале. 18,8 тыс. железных лошадок в массы - это лучший показатель за последние три года, уверяют эксперты AUTO-Consulting. И обещают по итогам апреля новый рекордный результат. По предварительным прогнозам участников рынка, это может быть даже 25-27 тыс. проданных автомобилей.

Менеджеры по продажам в автосалонах сбиваются с ног: “Когда в прошлом месяце нам поставили докризисный план продаж, у всех в буквальном смысле полезли на лоб глаза, - вспоминает представитель этой востребованной нынче профессии Роман Переверзев. - Тем не менее, в марте мы выполнили план настолько, что в апреле дилер поднял его еще больше. По состоянию на 20-е число эту планку мы тоже преодолели”. Причем ситуация аналогична и в регионах: коллега Романа, менеджер автосалона в Луганске Евгений Витковский говорит, что люди за машинами приезжают в областной центр даже из небольших городов.

По словам Евгения, в точках продаж сейчас творится что-то невероятное - из разряда советских очередей на дефицитный товар. Люди гребут все, что имеется в наличии, даже “на размер больше”: если человек планировал потратить на покупку вожделенного авто до 100 тыс. грн., то вполне может раскошелиться и на 130. Как горячие пирожки, разлетаются все модели в диапазоне от 85 до 150 тыс. национальных купюр.

Причин такому покупательскому психозу несколько. Во-первых, весна, которая традиционно ознаменована повышенным спросом на автомобили. Во-вторых, активизация отложенного в кризис спроса: чисто теоретически (по крайней мере, в этом нас уверяет Госкомстат) многие украинцы несколько улучшили свое материальное положение, получают стабильный доход и могут позволить себе завести четырехколесного любимца. Во-вторых, таки сработал на руку дилерам прогнозируемый дефицит авто с японскими комплектующими: люди после “Фукусимы-1” поддались профессионально нагнетаемой панике, и сегодня иномарки из Японии расходятся на порядок быстрее европейских аналогов.

Однако основным ингредиентом блюда под названием “автобум”, который, собственно, и разбудил аппетит украинских автолюбителей, стала активизация банковского автокредитования. Менеджеры уверенно говорят, что процент заемщиков растет с каждым днем, хотя еще зимой авто покупали, в основном, за наличные. Действительно, как свидетельствует аналитика рынка, в I квартале текущего года доля кредитования в продажах новых иномарок составила около 15%, что является самым высоким значением с конца 2008 года. В ближайшее время этот показатель вполне может достичь 20-25%. А по итогам года некоторые особо оптимистичные финансисты планируют выйти на докризисные объемы выдачи автокредитов. Это, на минуточку, более 50% всего рынка автопродаж.

Что ж, планы эти вполне могут оправдаться. Особенно, если банки продолжат уверенно взятый с начала года курс на планомерную либерализацию своих кредитных программ.

Дорог не кредит…

…дорого внимание. А вниманием банкиры сегодня автолюбителей не обделяют. “В 2010 году банки пересмотрели и смягчили свою кредитную политику, учитывая наработки посткризисного периода 2009-2010 годов”, - таким было заявление в начале апреля в ходе “круглого стола” на тему “Кредиты для народа: особенности кредитования физлиц в 2011 году”.

Какие наработки и какие именно банки учитывали - непонятно. Сложно представить, что предпосылкой к либерализации кредитных программ могло послужить 15% проблемных активов - именно столько, по данным Ассоциации украинских банков (АУБ), зараженной “крови” сегодня продолжает циркулировать в банковской системе. Или вывод международного рейтингового агентства Moody’s, согласно которому доля просроченных или реструктуризированных кредитов в целом по системе составляет не мене 40%. Или отчет другого рейтингового агентства, Standard & Poor’s, где указано (цитирую), что “банковская система Украины по-прежнему подвержена исключительно высоким кредитным рискам вследствие сохраняющихся проблем с качеством активов”. Хочется верить, что риск-менеджмент банков тоже подписан на информационную рассылку этих организаций.

Как бы там ни было, ситуация в автокредитовании улучшается с каждым днем: по информации “Простобанк Консалтинг”, с начала года упали в цене абсолютно все займы на покупку авто. Кредиты сроком на 7 лет подешевели в среднем на 0,44% до 16,84% реальных годовых, на 5 лет - на 1,7% до 17,43% реальных годовых. За этот же период средние реальные ставки по сроку три года снизились на 1,87% до 16,84%, а по займам на один год - на 2,16% до 15,74% годовых.

“В среднем по рынку с начала года эффективная процентная ставка (с учетом всех платежей по ссуде, исходя из графика ее погашения) снизилась уже на 2-2,5 п.п. - до 20% годовых, - анализирует директор Департамента маркетинга розничного бизнеса VAB Банка Антон Шаперенков. - Укрепилась тенденция к снижению среднерыночных требований к минимальному авансу - до 15-20%. За счет создания новых предложений и выхода новых игроков конкуренция между банками усиливается. Вследствие этого потребитель получает от банков более выгодные предложения по покупке автомобиля в кредит, особенно по партнерским программам с автосалонами”.

Дополняя эксперта, стоит отметить: уже сегодня на рынке произошло событие, которого ждали практически все потенциальные заемщики. Появилось четыре банка, которые готовы прокредитовать покупку авто с 10-процентным первоначальным взносом. Поскольку авансовый платеж и до кризиса, и особенно после него был и остается наиболее чувствительным условием по автокредитам, появление таких предложений можно назвать своего рода прорывом.

Также эксперты рынка отмечают и то, что банки с гораздо больше охотой, чем раньше, согласны продлять сроки кредитования. На упомянутом выше круглом столе был сделан акцент на том, то растущая конкуренция заставит некоторые банки вернуться к докризисной практике восьмилетних кредитов (тогда они были самыми популярными). Нет резона не верить: уже сегодня финучреждения готовы выдавать ссуды на 7 лет (порядка 12 банков), на что еще год назад можно было даже не рассчитывать.

В целом же ситуация очень похожа на середину пресловутого 2008-го: банки снова принялись гоняться за заемщиками, наперебой предлагая привлекательные условия кредитования. И хотя сами финучреждения с пеной у рта доказывают, что извлекли уроки из кризиса, эксперты опасаются, что зачет по этим урокам банкиры “завалят”.

Хорошо забытое старое

“Ситуация в банках на сегодняшний день парадоксальная, - анализирует советник президента АУБ Алексей Кущ. - Прирост депозитов от населения фактически сопоставим с докризисным, а избыточную ликвидность девать некуда. Ситуация в ряде секторов экономики остается сложной, что ограничивает платежеспособный спрос корпоративного сегмента на банковское финансирование. Высокими остаются системные риски в аграрном секторе в связи с квотами на экспорт зерна, в малом и среднем бизнесе - с нестабильной фискальной политикой, в недвижимости - с низкими ценами и отсутствием надежных заемщиков. Менее рисковым и востребованным в этой ситуации оказывается потребительское кредитование: покупка бытовой техники и автомобилей. Сюда-то банки сейчас и направляют все свои силы”.

В результате растет конкуренция. А банки, боясь упустить свою нишу, выставляют на продажу все более и более привлекательные продукты. Если по потребительскому кредитованию привлекательность эта скрывает большое количество так называемых скрытых платежей, то вот в выдаче автокредитов банки, похоже, забыли о подстраховке. Несмотря на заявления банкиров из разряда “все под контролем”, господин Кущ опасается, что в “гонке кредитования” украинские финучреждения поймают собственный хвост.

Так, например, уже сейчас есть прогнозы возврата к практике нулевого аванса. “Не думаю, что банки захотят дважды наступать на те же грабли, учитывая, какой опыт они получили”, - говорит Антон Шаперенков. Тем не менее, спрос со стороны клиентов на это привлекательное условие очевиден, а между 10% и 0% не такая уж большая разница. “Учитывая, с каким удовольствием некоторые банки демпинговали до кризиса, а также принимая во внимание нынешнюю политику молчаливого согласия НБУ, вполне можем получить нулевой первоначальный взнос уже к концу этого года”, - настаивает Алексей Кущ.

Кроме того, эксперт вполне справедливо опасается возобновления валютного автокредитования, также очень популярного в “докризис” среди украинцев. “Сейчас перед банками стоит вопрос о необходимости более активного размещения привлекаемого ресурса в иностранной валюте, поскольку на ее долю приходится порядка 50% депозитного портфеля, - говорит советник президента АУБ. - А ведь на сегодняшний день законодательного запрета на валютное кредитование нет. Нет даже мягкого регулирования НБУ через систему норм резервирования. Объективно банки - это коммерческие организации. Как человек, который сидит на диете и все время рвется к холодильнику, чтобы побаловать себя вкусненьким, так и банки в условиях оживления рынка захотят прибегнуть к валютным операциям. И коммерческая цель в данном случае заглушит разумную мысль о том, что нужно все-таки посидеть на диете”.

В результате совместного действия этих двух факторов, приправленных снижением ставок и увеличением сроков кредитования, получаем “забытое старое” - предкризисный кредитный автобум. К чему он привел, напоминать, наверное, не стоит. Зато есть резон привести прогноз рейтингового агентства “Эксперт-Рейтинг”: буквально на днях аналитики компании пришли к выводу, что новый кризис в банковской системе возможен во второй половине 2012 года. По причинам, о которых говорилось выше. Так что берем кредиты - и ждем…