Проблемы совершенствования казначейской системы

В условиях дефицита бюджета Алтайского края перевод исполнения краевого и местных бюджетов на кассовое обслуживание органами Федерального казначейства дает возможность администрации Алтайского края и администрациям муниципальных образований использовать такие преимущества казначейской системы, как контроль за целевым использованием бюджетных средств, сокращение банковского пробега между счетами соответствующих бюджетов и бюджетополучателями, а также получение оперативной информации об остатках средств на их счетах, с учетом полного внедрения в финансовой системе края системы электронного документооборота. Положительным результатом взаимодействия органов федерального казначейства и финансовых органов всех уровней стало значительное сокращение нецелевого использования бюджетных средств, а также задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы.

Таким образом, переход на казначейскую систему сегодня становится одним из важнейших инструментов управления бюджетным процессом. Он позволяет перейти к планомерному, осмысленному и законному использованию средств регионального и местных бюджетов, объективно оценивать состояние финансовой системы в каждый момент.

Кроме того, при казначейском исполнении бюджета предусмотрено использование единого программного продукта всеми участниками бюджетного процесса, что позволяет работать в едином информационном пространстве и автоматизировать всю бухгалтерскую отчетность. А это позволяет принимать более выверенные управленческие решения на всех уровнях власти.

Однако, следует отметить, что недостающим звеном механизма эффективного управления расходами в настоящее время является отсутствие:

- единого системного перечня бюджетных услуг, предоставляемых населению;

- установленных стандартов качества предоставления бюджетных услуг;

- электронного документооборота с бюджетополучателями средств в связи с недостатком вычислительной техники и программного обеспечения, что препятствует внедрению казначейских технологий исполнения бюджетов.

Учитывая, что в настоящее время маневрирование свободными остатками средств на бюджетных счетах является важным инструментом воздействия региональных администраций на экономику территорий, то к одному из самых перспективных направлений в области управления общественными финансами я бы отнесла управление ликвидностью, т.е. стремление органов власти иметь достаточное количество денег в нужном месте в нужное время, чтобы наиболее эффективным образом с точки зрения затрат выполнить обязательства государства.

У органов государственной власти существует объективная необходимость управлять большими потоками денежных поступлений и выплат, а также не существует естественной взаимосвязи между притоком в госказну и оттокам из нее денежных средств (как правило, эти два потока не совпадают по времени), это значит, что власть должна быть в состоянии, с одной стороны, минимизировать потребности в ликвидных активах, с другой – справляться с временным дефицитом или профицитом.

При работе с чередующимися потребностью в ликвидных активах и их избытком в системе общественных финансов следует учитывать преимущества масштабности, которые можно получить, осуществляя консолидированное управление ликвидностью. Государственный аппарат состоит из множества организационных единиц, с географической точки зрения разбросанных по всей территории страны или региона и тем или иным образом – нуждающихся в платежах. Где-то может возникнуть временная нехватка ликвидных активов, в то время как в другом месте обнаруживается их избыток. Так как единственная задача ликвидных средств – обеспечить платежи, то не играет роли, где – географически или организационно – ликвидность возникла. Вся ликвидность государства может использоваться для всех государственных платежей. Поэтому, независимо от организационной структуры или степени децентрализации и самостоятельности, в системе государственного управления общественными финансами имеются сильные аргументы в пользу централизации управления всей ликвидности на одном счете, что позволяет уравновешивать ее дефицит и профицит. По этой причине почти во всех развитых странах, имеющих современную структуру управления общественными финансами, были созданы так называемые системы Единого Казначейского Счета.

Основополагающая идея системы состоит в том, что профицит ликвидности в какой-то одной части государственных общественных финансов может использоваться для покрытия дефицита в другой ее части. Поэтому счета всех министерств, ведомств, бюджетополучателей и вероятных внебюджетных фондов подключаются к единой структуре счетов, которая соединена с основным счетом. Все платежи государства должны проходить через систему Единого Казначейского Счета. Сальдо на индивидуальных счетах в этой системе в каждый момент времени равно нулю. Счета используются только для целей регистрации движения ликвидности. Вся ликвидность в системе государственных финансов концентрируется на основном счете и, благодаря этому, может быть целиком и полностью использована для осуществления платежей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7