Понятие, принципы, функции и методы налогового контроля

5. Открытости информации о включении проверяемых субъектов в координационный план контрольной (надзорной) деятельности на предстоящий период;

6. Ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора).

7. Принцип территориальности налогового контроля. Принцип территориальности выражается в том, что в большинстве случаев взаимоотношения налогоплательщика по поводу осуществления мероприятий налогового контроля возникают именно с тем налоговым органом, в котором он состоит на учете (предоставление налоговой отчетности, документов, обращения налогоплательщика о разъяснении налогового законодательства, проведение налоговых проверок и т. д.). Исключением из этого правила могут являться внеплановые оперативные тематические проверки и встречные проверки.

8. Принцип соблюдения налоговой тайны. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

· разглашенных плательщиком самостоятельно или с его согласия;

· об УНП;

· об уставном фонде организации;

· о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности;

· предоставляемых налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (ст. 79 НК).

Выделяют следующие направления налогового контроля:

1. Учет организаций и физических лиц.

2. Контроль за своевременностью уплаты налогов и сборов.

3. Контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты сумм налогов и сборов, за надлежащим учетом доходов, расходов и объектов налогообложения.

4. Налоговый контроль за законностью использования налоговых льгот.

5. Налоговый контроль за своевременностью и правильностью удержания сумм налогов налоговыми агентами.

6. Налоговый контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам.

7. Налоговый контроль за своевременным перечислением налоговых платежей и исполнением платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов в кредитных организациях.

8. Налоговый контроль за правомерностью возмещения сумм налогов из бюджета.

9. Контроль за соблюдением особых режимов налогообложения.

В соответствии с Постановлением МНС Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. N 88 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами», при проведении налоговыми органами проверок используются методы документальной и фактической, сплошной и (или) выборочной проверки.

Методом документальной проверки осуществляются:

· изучение действующей у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;

· исследование документов в целях установления соблюдения требований законодательства по совершенным хозяйственным и финансовым операциям;

· анализ первичных учетных и расчетных документов с целью определения их подлинности, принадлежности и соответствия установленным требованиям;

· сопоставление данных бухгалтерского и (или) налогового учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.);

· соотнесение записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям проверяемого плательщика (иного обязанного лица) и (или) с записями, документами и фактическими данными, полученными от других организаций и физических лиц;

· сличение имеющихся у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) выписок банка по текущим (расчетным, валютным и др.) счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также ознакомление с документами, послужившими основанием для производства таких записей;

Перейти на страницу: 1 2 3