Характеристика налоговой системы 1965-1991 гг

Начиная с 1960-х гг., система подоходного налогообложения граждан в значительной степени утратила свою роль в качестве инструмента изъятия доходов. Ее роль в обеспечении принципа уравнительности в объемах доходов у различных категорий населения также постоянно сокращалась и практически не была востребована. Развитие системы общественных фондов потребления выдвигало на первое место функцию обеспечения социальной стабильности в обществе, а подоходный налог ее практически полностью утратил. Фискальная значимость подоходного обложения постоянно сокращалась и была сведена к минимуму. Ее заменили централизованная система нормирования оплаты труда и через механизм отчислений от прибыли и фонда оплаты труда осуществление практически доналогового изъятия части заработной платы[32]. Акварельные краски невская палитра завод художественных красок невская палитра.

Свой вклад в налоговую политику рассматриваемого периода внесла хозяйственная реформа 1965 г., сделав шаг к экономическим методам управления промышленностью. Предполагалось, что предприятия получат самостоятельность в решении вопросов хозяйственного и экономического значения, но на практике этого не получилось. Была сделана попытка внедрить в отношения между предприятием и государством элементы рыночных отношений. Достижением реформы стало увеличение объема прибыли и повышение ее доли в общем объеме финансов страны, что сопровождалось снижением налога с оборота, который служил лишь средством перераспределения чистого дохода предприятий через бюджет. Главной целью реформы 1965 г. являлось создание механизма, который смог бы обеспечить стабильные темпы роста производства. Данная цель достигнута не была, так для этого требовалось расширение прав предприятий. Верхние эшелоны управления не хотели этого допускать и постепенно некоторые результаты реформы остались незаметными. В 1979 г. была предпринята попытка усовершенствовать планирование и экономическое стимулирование в промышленности и строительстве[33].

Как и в промышленности, так и в сельском хозяйстве путем проведения реформ пытались добиться его подъема. В частности, 1 апреля 1965 г. было принято постановление «Об оказании финансовой помощи колхозам», по которому предполагалось списание и отсрочка задолженности колхозов. Данные постановления, конечно, способствовали укреплению материальной базы колхозов, подъему производства в них и повышению доходов[34].

Попытки внести в экономику элементы рыночной системы не заканчивались успехом. В 1975- 1980 гг. налог с оборота продолжал играть важную роль в укреплении хозяйственного расчета, позволяя регулировать уровень рентабельности отдельных видов изделий с помощью системы ставок налога с оборота и скидок с них.

В 80-е годы продолжают предприниматься попытки развития хозрасчета и рационального использования ресурсов. Для реализации этой необходимой меры повышаются действующие тарифы и вводятся новые ресурсные платежи. В условиях преимущественного владения государства средствами производства существующая система платежей, которая все же совершенствовалась, не смогла изменить планово-административных характер налоговых поступлений. Необходимость серьезных реформ в хозяйственной жизни стала очевидной[35].

К началу 80-х годов отечественная система налогообложения представляла собой комплекс налоговых платежей, существенно отличавшийся от общих направлений развития мировой налоговой практики. Многофункциональная направленность налоговых систем требовала усложнения их структуры и методов налоговых расчетов. Для сравнения, по данным ОЭСР количество законодательных актов в США и Нидерландах увеличился в 2 раза, в Канаде – в 3 раза за последние 30 лет. В СССР такого не происходило, а доходы бюджета формировались за счет трех основных групп налоговых поступлений: налога с оборота, отчислений от прибыли и налогов с населения[36]. Отечественная система 80-х годов была заменена чисто административными методами снабжения и распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов

Перейти на страницу: 1 2 3