Почему в России так мало распространены «пластиковые деньги»

Однако есть другое, более серьезное препятствие, мешающее развитию в России «карточного бизнеса»: отсутствие интереса и стимула к нему у населения. Зато обратных примеров – сколько угодно.

Скажем, в последнее время в крупных московских супермаркетах начали принимать к оплате банковской карточки только к одновременным предъявлением паспорта: мол, так мы страхуем владельцев карт от жуликов. Теоретически – благо, практически – неудобство: далеко не каждый покупатель супермаркета носит в кармане паспорт. У таких людей чаще имеется при себе служебные удостоверения личности либо водительские права – но эти документы кассиры не признают.

Кстати, несмотря на регулярные обнародования в СМИ занимательных историй о ворах-карманниках, специализирующихся на кражах пластиковых карточек, или компьютерных мошенниках, лихо «обчищающих» банковские счета владельцев пластика, безопасность хранения наличности на карточке во много раз выше, чем в кармане, бумажнике. Ведь наличные деньги, как известно, «не пахнут» и все одинаковы, а украденная банковская карточка имеет пин-код, известный лишь хозяину. К тому же она может быть заблокирована до того, как вор найдет тот или иной способ ею воспользоваться.

Но вернемся к стимулам. Один из них мог появиться у россиян уже в конце минувшего года, когда Дума рассматривала возможность отмены налога с продаж в случае использования «пластика» для оплаты товаров или услуг в розничной сети. В этом случае любая покупка в магазинах, кафе и ресторанах, предприятиях службы сервиса, принимающих пластиковые карты, автоматически удешевлялись бы на 5 процентов. Увы, даже после того, как думский Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам единогласно поддержал это предложение, на пленарном заседании палаты его сторонникам на хватило несколько голосов.

Другим стимулом к росту числа пользователей «пластиковыми деньгами» мог бы стать выпуск российскими банками дебетовых карт с заранее разрешенным овердрафтом (перерасходом имеющихся на счету средств).

Банкирам, конечно, выгоднее клиент с кредитной карточкой – за кредит банк берет проценты, и немалые. Но даже на Западе – там, где «жизнь взаймы» общепринята и привычна, в последнее время люди всё активнее используют именно дебетовый пластик, а не кредитки, стараясь жизнь по средствам. А российский карточный бизнес сразу начинался с дебетовых карт. Когда клиент может располагать лишь теми суммами, которые уже лежат на его банковском счёте. И переход к кредиткам – когда не банк платит за пользование твоими деньгами (хотя бы символические 2 процента), а ты – банку (причем аж 15 – 18 процентов, если не больше), для многих россиян окажется попросту неприемлемым. Здесь нужно еще учесть. Что в стране и без того инфляция «съедает» в год каждый седьмой-восьмой заработанный рубль. А за удовольствие иметь кредитную карточку нужно будет выложить еще столько же.

Но если банк предоставляет тебе дебетовую карточку, которая в любой нужный момент может стать кредитной, – согласитесь, это уже совсем иной поворот. Хочешь – живи по средствам, а пришла нужда – можешь залезть в долги («до получки»), ни у кого ничего предварительно не спрашивая.

Перейти на страницу: 1 2