Методические подходы к оцениванию обоснованности проектов бюджетов

– культуру (в соответствии со ст. 23 Закона Украины «Основы законодательства Украины о культуре», государство гарантирует необходимые ассигнования на развитие культуры в размере не менее 8% от национального дохода Украины).

Отметим, что приведенные законодательные нормативы, касающиеся минимального размера бюджетного финансирования отдельных сфер, критикуются как в научных, так и в публицистических источниках. Но анализ обоснованности или целесообразности этих нормативов не является предметом данного исследования. Наша задача – предложить методические подходы к проведению оценки обоснованности проекта бюджета с точки зрения выполнения введенных законодателем нормативов (даже если фактически их выполнить невозможно). Смотрите информацию купить игры на ps4 тут.

Можем предложить методические подходы к определению указанных коэффициентов (нормативов) при рассмотрении документов, обусловливающих концептуальные параметры будущего бюджета («бюджетная декларация», «бюджетная резолюция»). В условиях украинской действительности будет полезно сравнить значения предложенных на плановый период коэффициентов с аналогичными показателями прошлых периодов, а также с соответствующими показателями других стран с трансформационными экономиками.

Оценку обоснованности проектов местных бюджетов можно проводить с помощью как предложенных показателей, так и показателей, характеризующих региональные особенности социально-экономического развития. В частности, в ходе оценивания обоснованности проектов местных бюджетов целесообразно рассчитывать плановый объем собственных бюджетных поступлений на душу населения (с дальнейшим сравнением определенного показателя с показателями других регионов, а также его динамики), плановый объем бюджетных расходов на душу населения (с дальнейшим сравнением определенного показателя с показателями других регионов, а также его динамики), плановый объем бюджетных социальных расходов (в разрезе расходов – на дошкольное и школьное образование, на здравоохранение и культуру) на душу населения (с дальнейшим сравнением определенных показателей с показателями других регионов, а также их динамики), динамику объема и структуры налогоспособности региона и др.

На наш взгляд, окончательную оценку обоснованности проектов бюджетов разных уровней можно проводить на основе анализа плановых (предложенных и / или утвержденных) и фактических бюджетных показателей. Отдельные предложения относительно целесообразности такого анализа приведены в трудах украинских ученых.

Главная аналитическая формула, по которой можно разработать оценку обоснованности предложенного проекта, позволяет определить относительное отклонение фактического объема бюджетной статьи (как правило, доходной) от запланированного:

dVi=[(Фi – Пi)• 100%]/Пi, (2)

где dVi – относительное отклонение исследуемой статьи доходов в i-ом периоде;

Фi – фактический объем поступлений по исследуемой статье в i-ом периоде;

Пi -плановый объем поступлений по исследуемой статье в i-ом периоде.

На основе анализа относительных отклонений по отдельным статьям на протяжении нескольких периодов можно оценить среднее относительное отклонение по отдельным статьям в течение определенного временного интервала (с дальнейшим выделением этапов, особенностей и др.) и среднее относительное отклонение по всем статьям в i-ом периоде.

Среднее абсолютное относительное отклонение Vcp можно определить по стандартной формуле

Vcp = (3)

где j – количество исследуемых объектов (периодов, статей).

Данными входящей информации для анализа являются плановые показатели статей доходов бюджета (бюджетных поступлений), заложенных в соответствующих документах, которыми принято решение об утверждении бюджета (проект закона, решения местных советов) на конкретный год (показатель Пi), и фактический объем поступлений (показатель Фi). Расчеты можно провести отдельно для сводного, государственного и местных бюджетов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6