Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать выводы, что финансовая система РФ – это исторически сложившаяся и закреплённая действующим финансовым законодательством совокупность сфер финансовых отношений, финансовых институтов и финансовых органов, посредством которых обеспечивается мобилизация и последующее использование денежных средств для удовлетворения соответствующих потребностей общества.

Финансовая система РФ состоит из трёх взаимодействующих звеньев, формирующих целостное образование:

1) государственные финансы;

2) финансы хозяйствующих субъектов;

3) финансы граждан (частные финансы).

Таким образом, финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.

Финансовые отношения можно разбить на две подсистемы: 1) общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; 2) финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на макроуровне.

Относительно единства финансовой системы, можно сказать, что по всей своей совокупности это многообразие финансовых отношений образует не просто слагаемое элементов, а систему, являющуюся органичной совокупностью взаимодействующих между собой элементов, все структурные подразделения связаны между собой. Несмотря на то, что каждый элемент в финансовой системе относительно самостоятелен, выполняет только ему присущие специфические функции, тем не менее, все элементы взаимодействуют между собой, так и с другими системами, и на практике эти взаимосвязи имеют большое значение. Кроме того, всё многообразие финансовых отношений в обществе обладает органичной целостностью, способные к развитию.

Таким образом, финансовая система – это целостная система финансовых правоотношений, каждая составляющая финансовой системы представляет собой определённую сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – целостная совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются финансовые ресурсы. Для каждой составляющей финансовой системы характерны своя специфика, особенности функционирования, тем на менее все составляющие взаимосвязаны между собой, так как один и тот же экономический субъект может быть участником нескольких сфер финансовых отношений или тип финансовых отношений может охватывать сразу все сферы финансовых отношений. Например, унитарные государственные предприятия, бюджетные организации являются субъектами, как финансов предприятий, так и финансов граждан. Такой тип финансовых отношений, как налогообложение, охватывает сразу все три сферы финансовых отношений: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и финансы граждан.

Регулируется финансовая система и связи между её составляющими множеством способов и приёмов, которые включаются в финансовую политику государства. Финансовая политика государства представляет собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование финансовой системы для достижения конкретных целей, сохранения и развития отраслей народного хозяйства, укрепления своего экономического, политического, военного, экологического и социального потенциала. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства и включает в себя бюджетную, налоговую, валютную, кредитную, учётную, таможенную, инвестиционную, ценовую политику. Финансовая политика делится на внутреннюю и международную. В последнее время всё большее значение приобретает международная финансовая политика, в основе которой лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных с формированием и погашением государственного долга, с участием деятельности международных кредитно-финансовых организаций, с осуществлением внешнеэкономической деятельности.

Перейти на страницу: 1 2