Оценка влияния политики налогообложения прибыли на эффективность и стабильность развития экономики Украины

* Расчеты на основе данных Госкомстата Украины и Государственной налоговой службы

В результате налогообложения прибыли предприятий практически полностью утрачена взаимосвязь между прибылью предприятий и уплаченным налогом, что особенно наблюдалось в 2008 г. (см. рис.). С нашей точки зрения, причина этого кроется в несовершенном механизме уплаты налога и его администрировании. Дело в том, что предприятия платят налог на прибыль по итогам финансового года, и это правильно. Но в связи с тем, что бюджет Украины во многом зависит от поступлений налога на прибыль (28,3% от общих налоговых поступлений в Государственный бюджет Украины в 2008 г.), предприятия платят его авансовыми платежами по предварительным результатам квартала. Поскольку кризис возник в конце года, а по результатам трех кварталов экономика демонстрировала небывалые прибыли, то в конце года большинство успешных (до кризиса) предприятий стали убыточными и государство оказалось "должно" предприятиям сумму излишне уплаченного налога.

В перечне льгот по уплате анализируемого налога практически отсутствуют льготы, направленные на стимулирование экономической активности бизнеса, инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Аналогичной точки зрения придерживается и Ю. Иванов, который отмечает, что такие льготы практически не применяются в Украине. Локомотивам национальной экономики (машиностроению, металлургии) практически не предоставляются льготы по налогу на прибыль, В машиностроении удельный вес льгот от общей суммы уплаченного ими налога в 2007 г. составил 0,7%, в 2008 г. - 2,6%, а, например, в финансовом секторе этот показатель равнялся 126,3 % и 170,1%, в торговле - 8,2% и 3,3%, соответственно. То есть льготное налогообложение прибыли касается тех сфер деятельности, которые и без льгот являются сверхприбыльными и вряд ли стратегическими для украинской экономики.

По предоставленным налоговым льготам можно четко судить о приоритетах правительства, но никак не государства и нации в целом. Основным "двигателем" экономики (в стратегическом понимании) должен быть инвестиционный спрос и экспорт. Развитию этих сфер правительство должно уделять максимум внимания, в том числе и через механизм налогового стимулирования. Но наблюдаемая ситуация, к сожалению, кардинально противоположна (см. табл. 3, 4).

Таблица 3

Налоговые льготы в системе налогообложения Украины

Налоги, по которым предоставляются льготы

Годы

2006

2007

2008

млн. грн.

удельный вес (%)

млн. грн

удельный вес (%)

млн. грн.

удельный вес (%)

НДС

59652,5

80,1

85062,5

82,2

107726,7

80,6

Налог на прибыль

предприятий

6684,8

9,0

9564,9

9,2

15755,8

11,8

Налог на землю .

1401,5

1,9

1637,6

1,6

2769,5

2,1

Акцизный сбор

6741,5

9,1

7100,2

6,9

7572,4

5,7

Всего льгот по налоговой

системе .

74485,3

100,0

103451,2

100,0

133705,8

100,0

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6