Источники информации и проверка ее достоверности

Все перечисленные причины объективного и субъективного характера вызывают необходимость проверки достоверности отчетности и внесения в нее корректив, способствующих приближению ее к реальному состоянию анализируемых сторон деятельности и позволяющих дать правильную ее оценку.

Процесс проверки информации включает обычно несколько этапов.

Первый этап – счетная проверка, т.е. проверка соответствия данных аналитического и синтетического бухгалтерского учета путем составления оборотных ведомостей остатков и оборотов по каждому счету, предусмотренному рабочим планом счетов.

Далее проводится сопоставление показателей разных форм отчетности, которые либо должны полностью совпадать в этих формах, либо выводиться один из другого путем вычитания, сложения или деления (арифметические действия проводятся для выявления сопоставления или же взаимоувязки отдельных показателей).

Второй этап – встречная проверка, т.е. сопоставляется информация, полученная из разных источников.

Данные об остатках на расчетных, текущих, депозитных и ссудных счетах должны быть подтверждены выписками об остатках, полученным от ведущих их банков; остатки задолженности по каждому дебитору и кредитору сверяются с данными бухгалтерии этих дебиторов и кредиторов. В этом объеме встречная проверка должна проводиться в обязательном порядке бухгалтерией перед составлением годового бухгалтерского отчета.

Дальнейшая встречная проверка информации осуществляется силами аналитиков (либо аудиторов).

При этом сопоставляются данные внутреннего бухгалтерского, статистического и оперативного учета и отчетности, а также данные, полученные из внешних источников информации; выясняются причины выявленных расхождений, что существенно для оценки достоверности информации и, по возможности, в нее вносятся необходимые уточнения.

Третий этап – логическая проверка. На этом этапе аналитик с учетом сложившейся экономической ситуации выясняет, насколько можно доверять данным внутренней и внешней информации о качестве выпускаемой (проданной) продукции (или услуг), о доходах и расходах анализируемого хозяйствующего субъекта на основе собственной оценки квалификации и добросовестности его руководителей и персонала, состояния бухгалтерского учета и контроля.

Методика логической проверки очень субъективна и почти не поддается формализации.

На этапе логической проверки выводы аналитика носят в основном предварительный характер и всецело зависят от его квалификации и опыта практической ревизионной или аудиторской деятельности.

Перейти на страницу: 1 2