Аналитическая обработка информации: современные компьютерные аналитические программы

После проверки полноты и достоверности информации проводится ее аналитическая обработка, т.е. определяется система показателей, изучение которых требуется для достижения целей проводимого анализа. Эти показатели либо уже содержатся в подобранной информации, либо исчисляются в процессе ее аналитической обработки.

Под системой показателей подразумевается такое упорядоченное их множество, в котором каждый показатель дает качественную и количественную характеристику определенной стороны деятельности экономического субъекта, взаимосвязан с другими показателями, но не дублирует их, обладает свойствами сводимости и делимости.

Количество показателей в процессе аналитической обработки информации может увеличиваться практически безгранично путем их дифференциации или интеграции в зависимости от программы анализа, глубины изучения результатов деятельности и влияющих на них факторов.

Поскольку деятельность хозяйствующих субъектов, их структурных подразделений, а также различных их объединений в основном носит достаточно устойчивый характер, система показателей, с помощью которых она анализируется, обладает известной устойчивостью, но постепенно обогащается новыми показателями по мере возникновения новых задач, изменения общей экономической ситуации, внешних и внутренних условий деятельности хозяйствующих субъектов.

Широкий рынок программных продуктов и множество разработчиков, предлагающих свои услуги на российском рынке, требуют оценки результативности их применения в разных условиях. Для массового потребления наиболее понятны простые признаки классификации программных продуктов, например, ориентация программных продуктов на крупные, средние и малые предприятия. Несмотря на их упрощенность, они очень широко используются.

В настоящее время по степени функционального охвата программы могут быть ориентированы только на бухгалтерский, на бухгалтерский и оперативный (производственный) учет; на складской учет и другие виды информации. В этом случае программные продукты ориентированы на обслуживание различных отделов, подразделений и звеньев производства и управления. При этом комплексные программы охватывают несколько подразделений сразу.

На рынке есть программы, имеющие отраслевую направленность, например, для строительных, торговых организаций, дискретного производства (по типу технологии производства), для железнодорожного транспорта.

По степени готовности, способу и глубине настройки можно выделить готовые программы с параметрической настройкой, с элементами алгебраическо-формульной настройки, индивидуально дорабатываемые программы.

Наиболее широко в России распространены интегрированные финансово-функциональные системы, ориентированные на несколько подразделений управления предприятием. В них включаются блоки управления финансовыми потоками, финансового анализа, но в их основе лежат, прежде всего, учетные функции. К универсальным системам этого класса относят: 1С-Предприятие, Аккорд, БЭСТ-4, Парус, Флагман; Каскад, Домино, БЭСТ-Про и др.

В комплексных и интегрированных системах часто выделяются специальные модули, реализующие функции анализа и планирования.

Наибольшее развитие в России получили программные продукты анализа финансовых результатов и оценки финансового состояния организации. Это объясняется, с одной стороны, объективной востребованностью в решении задач финансового анализа. Финансовый анализ наиболее тесно связан с финансовой (бухгалтерской) отчетностью, использует данные бухгалтерского учета, т.е. наиболее тесно примыкает к учетной системе, получившей наибольшую проработку в программных продуктах.

Следует отметить, что большинство программных продуктов экономического анализа ориентировано на ретроспективный анализ финансовых коэффициентов. Многие же вопросы финансового анализа до сих пор остаются мало проработанными. Так, общепринято, что центром финансового управления на предприятии является управление финансовыми потоками. При этом оперативное управление именно денежным потоком позволяет обеспечить платежеспособность организации. Эта задача должна тесно переплетаться с задачами учета реализации продукции, регулирования объема продаж и закупок, т.е. она вписывается в комплексную универсальную систему управленческих задач; но в современных программных продуктах эта задача проработана недостаточно.

Ретроспективный анализ позволяет сформировать качественную исходную информацию для последующего прогнозирования и планирования. Но возможности программных продуктов в качественном анализе и интерпретации коэффициентов для дальнейшего прогноза ограничены.

Перейти на страницу: 1 2