Необходимость и особенности реформирования государственных внебюджетных фондов в России

1) завершение формирования нормативной правовой базы обеспечения проведения пенсионной реформы; совершенствование законодательства Российской Федерации в части регулирования профессиональных пенсионных систем, порядка финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии и особенностей инвестирования пенсионных накоплений, формируемых в пользу граждан пенсионного возраста; особенностей финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии, сформированной в негосударственных пенсионных фондах; прав застрахованных лиц на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Также предстоит повысить уровень пенсионного обеспечения с тем, чтобы в среднесрочной перспективе размеры социальных пенсий полностью обеспечивали прожиточный минимум пенсионеру и, соответственно, были бы повышены базовые части трудовых пенсий;

2) разработка мер по развитию механизмов обязательного пенсионного страхования, дополнительного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования, в том числе путем: повышения привлекательности негосударственных организаций в сфере обязательного пенсионного страхования за счет расширения предлагаемых ими форм пенсионных продуктов; уточнения правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации и негосударственных пенсионных фондов; разработки мер по повышению эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений и предотвращения конфликта интересов в сфере формирования и инвестирования пенсионных накоплений, определения порядка инвестирования пенсионных накоплений в ценные бумаги иностранных эмитентов; установления требований к раскрытию информации негосударственными пенсионными фондами; развития институциональной основы актуарной деятельности

Введение единого социального налога отрицательно сказалось и на деятельности Фонда социального страхования. Прежде всего проблема связана со снижением отчислений в Фонд с 5,4% до 4%, затем до 3,2% в 2005 г. и, наконец, до 2,9% с 1 января 2006 г. Это привело к тому, что ЕСН, заменивший с взносы, не смог обеспечить все расходы, осуществляемые по обязательному государственному страхованию.

Помимо снижения размера отчислений организациями в Фонд на государственное социальное страхование, Налоговым кодексом была введена регрессивная шкала уплаты ЕСН в зависимости от суммы налогооблагаемой базы каждого работника нарастающим итогом. В результате, чем выше заработок работника, тем меньше отчислений единого социального налога делает за него организация в государственные внебюджетные фонды, кроме того, действует достаточно широкий перечень льгот по уплате ЕСН. В результате по ряду предприятий и сфер деятельности наблюдается недостаток средств на выплату больничных, пособий и выплат в связи с несчастными случаями и профзаболеваниями. Очень наглядно иллюстрирует эту тенденцию нефтяная отрасль. Для всех районов Крайнего Севера и районов, приравненных к ним, размер больничных не ограничен. Рост расходов на выплату пособий за счет роста заработной платы и снижение начислений по ЕСН приводят к тому, что на каком-то этапе Фонд начинает дотировать все предприятия с высокой заработной платой, которые ранее являлись донорами.

Существенные потери доходов Фонда привели к пересмотру структуры расходов, сокращению расходов, носящих нестраховой характер; необходимости оптимизации расходов на профилактические меры заболеваемости путем введения предельного размера оплаты стоимости путевок для застрахованных и их детей на санаторно-курортное лечение и оздоровление; пересмотру суммы, которой ограничивается максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, и введению такого же ограничения по пособию по беременности и родам. А также были внесены изменения в ЕСН, которые касались порядка применения регрессивной шкалы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9