Развитие рынка ценных бумаг

С конца 1914 г. в Петербурге, а также в Москве и Киеве начали проходить частные биржевые собрания для осуществления сделок с цен­ными бумагами. Массовый характер они стали принимать в Петербурге весной и летом 1915 г. в помещениях биржи и некоторых крупных акционер­ных банков. В конце 1916 г. началось некоторое оживление на фондовом рынке, что явилось неожиданным для правительства.

Открытие официальной фондовой биржи оттягивалось Министерством финансов в ожидании решения принципиальных вопросов правительствен­ной политики в отношении частных эмиссии и стабилизации конъюнктуры на фондовом рынке. В январе 1917 г, вновь была открыта Петербургская фондовая биржа. Временным правительством воспрещались срочные сдел­ки - объектом сделок могли быть только цепные бумаги, круг участников биржевых собраний ограничивался («гости» не допускались, иностранные подданные — только с разрешения Министерства финансов). Нестабильная политическая ситуация привела к тому, что биржа просуществовала всего месяц.

После революции рынок ценных бумаг фактически прекратил свое суще­ствование.

Декретом советского правительства уже 23 декабря 1917 г, были запре­щены все операции с ценными бумагами и в начале 1918 г. были ан­нулированы государственные займы.

С переходом к нэпу были сняты ограничения на частную предпринима­тельскую деятельность, появились государственные и смешанные акционер­ные общества. Государство прибегало к акционированию предприятий для привлечения частного капитала.

В период нэпа товарные биржи и фондовые отделы при биржах суще­ствовали с 1921 по 1930 г. Организация фондовых бирж в

СССР была предусмотрена постановлением ВЦИК и СНК о валютных операциях.

Ценности, находившиеся в обороте, например царские десятки, ино­странные ценности и другие, по соображениям экономической политики не были допущены на биржу.

Это обусловило возникновение внебиржевого рынка, на котором к тому же осуществлялись активные спекулятивные операции и с отечественной валютой.

Фондовые отделы находились

в ведении Наркомфина, который устанав­ливал правила совершения сделок и осуществлял надзор за их деятель­ностью. Органами управления фондового отдела являлись общее собрание членов отдела, совет фондового отдела и ревизионная комиссия.

Членами фондового отдела бирж и их постоянными посетителями мог­ли быть представителями Наркомфина, НКВТ и Госбанка, а также кредитные учреждения, кооперативные союзы, крупные частные торговые и промыш­ленные предприятия, которым по закону было предоставлено право производить фондовые биржевые операции.

Несмотря на большое сходство во внешних формах организации фон­довых отделов в России до революции и в период нэпа, их экономическая природа была различна. Они являлись не объектом регулирующего воздей­ствия, а органами регулирования валютно-фондового рынка, выражением регулирующей воли государства.

В рамках централизованного управления экономикой распределение материальных и финансовых ресурсов совершалось преимущественно госу­дарственными органами разных уровней. При этом пропорции в распреде­лении материальных ресурсов предопределяли направления движения де­нежных средств.

Государство могло через регулирование оплаты труда и цен, налоги, свободный доступ к ссудному фонду Центрального банка, налично-денежную и кредитную эмиссию привлекать средства для реализации своих программ, поэтому оно не испытывало острой потребности в налаживании реального рынка собственных долговых обязательств. И, тем не менее, возрождение рынка ценных бумаг в период нэпа произошло за счет рас­ширения государственного кредита и формирования рынка государствен­ных бумаг.

В первой половине 90-х годов

Россия начала переход к рыночной ор­ганизации экономики.

Приватизация промышленности и других объектов государственной собственности заложили основы к формированию российского фондового рынка.

Перейти на страницу: 1 2