Теоретические аспекты определения налогового потенциала

- во-вторых, может применяться показатель среднедушевых доходов населения, который, несомненно, является базовым, основным показателем относительного уровня фискального потенциала. Показатель подушевого дохода уже давно и широко используется в качестве относительной меры фискального потенциала во многих странах мира;

- в-третьих, возможно измерение фискального потенциала с помощью показателя валового регионального продукта (ВРП);

- четвертым показателем является уровень совокупных налогооблагаемых ресурсов (СНР) региона;

- в-пятых, измерение фискального потенциала возможно с помощью так называемой «репрезентативной налоговой системы»;

- и, наконец, предлагается шестой способ измерения фискального потенциала, в котором метод репрезентативной налоговой системы сочетается с использованием регрессионного анализа.

О. Шандиров предлагает измерять налоговый потенциал следующей формулой:

где к — количество компонентов налогооблагаемой базы физических и юридических лиц (налог на прибыль, НДС и др.);

m — количество налогоплательщиков (физических и юридических лиц);

Pjk — налогооблагаемая база j-ro налогоплательщика по к-му компоненту;

Njk — налоговая ставка по k-му компоненту налогооблагаемой базы j-ro налогоплательщика;

djk — удельный вес налоговых поступлений, остающихся в распоряжении региона по конкретному компоненту налогооблагаемой базы j-ro налогоплательщика [13].

Более подробно рассмотрим методику расчета налогового потенциала, предлагаемую начальником отдела финансово-кредитной политики комитета экономики администрации Амурской области.

В ее работе была предпринята попытка разработки методики прогноза доходных возможностей территорий на основании показателя налогового потенциала с учетом уровня и структуры экономического развития данной территории.

Предлагаемая методика опирается на использование показателей, объективно измеряющих доходные возможности региона на основании налоговых баз с использованием определенной формулы.

Причем доходы определяются не по фактическим поступлениям за предыдущие годы при сложившемся уровне собираемости, а в зависимости от размера налоговых баз.

Оценка налогового потенциала по рассматриваемой методике осуществляется в следующей последовательности:

1. Определяется перечень основных и прочих налогов, по которым будет проводиться расчет налогового потенциала. По основным видам налогов расчет налогового потенциала проводится с помощью метода репрезентативной системы налогов.

2. Производится расчет налоговой базы на планируемый год по каждому виду основных налогов в соответствии с налоговым законодательством РФ.

3. Налоговый потенциал по основным видам налогов на планируемый год может быть рассчитан по следующей формуле:

где НП — налоговый потенциал по основным видам налогов,

PC0 — средняя репрезентативная ставка налога вида о,

Кс° — коэффициент собираемости налога вида о в среднем по субъекту. Средняя репрезентативная налоговая ставка по основным видам налогов рассчитывается по каждому налогу отдельно по формуле:

Перейти на страницу: 1 2 3 4