Факторинговые компании

В ближайшей перспективе новые игроки вряд ли смогут оказать решающее влияние на расстановку сил на рынке по нескольким причинам.

Во-первых, факторинговый бизнес высо­котехнологичен. Бизнес-процессы должны быть ориентированы на массовое и очень быстрое принятие решений по каждому клиенту. А это, в свою очередь, требует хорошо налаженной системы оценки потен­циальных клиентов и их дебиторов.

Во-вторых, новым факторам потребуется вре­мя для организации собственной филиаль­ной сети, ведь дефицит факторинговых ус­луг острее всего ощущается в регионах. В Москве конкуренция слишком высока. В регионах, несмотря на то, что все основ­ные игроки сейчас активно развивают свои филиальные сети, никого, кроме НФК (по признанию самих участников рынка), потребители не знают.

Рис. 2.Распределение рынка между факторами по объему предоставляемых услуг Структура и динамика спроса на факторинговые услуги

Схема факторинга применима в таких отраслях торговли как оптовая торговля и необходим производителям, а также тем компаниям, которые принципиально работают на условиях отсрочки платежа. Во-вторых, факторинг выгоден, когда речь идет о любых регулярных поставках широкому кругу постоянных покупателей. Это могут быть продукты питания, товары народного потребления (бытовая химия, парфюмерия и косметика, бытовая техника и так далее), лекарства, расходные материалы для офисов, напитки и многое другое. Факторинг подходит предприятиям, осуществляющим регулярные поставки товаров, потому что лишь в этом случае наиболее ценны услуги фактора по управлению дебиторской задолженностью. В-третьих, факторинг применим к поставкам не только товаров, но и услуг (например, услуг связи, транспортных, туристических и других).

Факторинг выгоден для развивающейся компании, ведь при динамичном росте дополнительный доход от увеличения объемов продаж существенно превышает затраты на вознаграждение факторинговой компании. Кроме того, факторинг – это способ поддерживать свою ликвидность постоянно. Коммерческие банки, развивая факторский кредит, получают дополнительную возможность расширять свои операции, увеличивать размеры прибылей и усиливать связи с клиентами.

Применение факторингового обслуживания наиболее эффективно для малых и средних предприятий, имеющих перспективы увеличения объемов производства и сталкивающихся с проблемой временной нехватки денежных средств из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и трудностей, связанных с производственным процессом.

Факторинговому обслуживанию не подлежат предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой; предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции; строительные или другие фирмы, работающие с субподрядчиками; предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные сделки; предприятия, заключившие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи). Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятий.

Структура спроса на сегодняшний день такова, что 81% принятой на обслуживание дебиторской задолженности принадлежит производственным компаниям, соответственно лишь 19% — торговым (см. рис.3). Такое неравномерное распределение, возможно, объясняется тем, что в составе промышленных холдингов часто присутствуют собственные торговые компании.

Рис. 3 Соотношение объемов факторинговых сделок в сфере производства и торговли, %

На рисунке 4 приведено распределение объемов факторинговых сделок по отраслям промышленности клиентов факторинговых компаний. Более трети потребителей факторинга являются производителями пищевой продукции, при этом чуть менее половины — это производители алкогольной продукции. Больше половины сделок (66%) заключены с компаниями — производителями товаров народного потребления: пищевой промышленности — 33%, приборостроения (сюда входит бытовая техника и компьютеры) — 16%, химии и нефтехимии (сюда входит бытовая химия) — 12%, легкой промышленности — 5%.

Перейти на страницу: 1 2 3 4