Основы бюджетного устройства Российской Федерации

Бюджетная система Российской Федерации

состоит из бюджетов четырех уровней:

• федеральный бюджет и бюджеты федеральных государственных внебюджетных фондов,

• бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов,

• местные бюджеты,

• бюджеты муниципальных образований поселенческого типа.

Федеральный бюджет

разрабатывается в форме федерального закона и утверждается высшим законодательным органом государственной власти — Федеральным Собранием Российской Федерации. Федеральный бюджет представляет собой финансовый план страны в целом, в нем осуществляется перераспределение национального дохода в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всех граждан страны.

Бюджеты субъектов Российской Федерации

(региональные бюджеты) представляют собой часть бюджетной системы Российской федерации. Они принимаются в форме законов субъектов Российской Федерации и являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности субъектов Федерации.

Местные бюджеты

разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в ином порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Бюджеты муниципальных образований поселенческого типа введены Федеральным законом № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., вступившим в силу 1 января 2006 г.

Бюджетное устройство

— это основанная на законодательных нормах организация системы взаимосвязей как между звеньями бюджетной системы, так и между участниками бюджетного процесса. Бюджетное устройство состоит из следующих элементов:

• принципы построения бюджетной системы,

• принципы и методы разграничения бюджетных полномочий,

• правила формирования и исполнения бюджетов,

• принципы организации межбюджетных отношений,

• система ответственности за нарушение бюджетного и налогового законодательства.

Организация взаимосвязей между звеньями бюджетной системы осуществляется с помощью следующих механизмов:

• бюджетное законодательство (Бюджетный кодекс Российской Федерации);

• налоговое законодательство (Налоговый кодекс Российской Федерации);

• бюджетное регулирование;

• государственный финансовый контроль;

• муниципальный финансовый контроль.

В настоящее время, хотя Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет порядок формирования федерального бюджета по принципу «снизу вверх» (т. е. от местных бюджетов к региональным, от региональных к федеральному), на практике и федеральный, и региональные бюджеты практически полностью формируются в Министерстве финансов Российской Федерации. В результате основная часть налоговых поступлений и других доходов стекается в федеральный бюджет, который в результате играет не просто центральную, а аккумулирующую роль в бюджетной системе Федерации.

Перейти на страницу: 1 2