Специфика бюджетной политики муниципального образования

Бюджетная политика является не только важнейшей формой прямого воздействия на происходящие процессы на всех уровнях управления, но и условием формирования единого экономического пространства, преодоления чрезмерных различий в уровне социально-экономического развития регионов и муниципальных образований.

Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести: обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п. Но в то же время реализация многих из перечисленных задач, обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а в конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан - муниципальных образованиях. Вопросы и задачи, решаемые в рамках подобных образований, обычно относятся к компетенции местного самоуправления. Именно здесь должны быть созданы условия для реализации гарантированных государством прав и свобод, а также обеспечена возможность благоустроенного проживания. Здесь необходимо обеспечивать их безопасность, предоставлять медицинское обслуживание, давать возможность получения стандартного образования, создавать рабочие места, оказывать транспортные, торговые, бытовые, коммунальные услуги [29, с.152]

Принципиально важно отметить, что обеспечение текущих потребностей граждан является государственной задачей и должно осуществляться вне зависимости от наличия или отсутствия местного самоуправления. Государство принимает решение о том, может ли осуществление конкретного полномочия быть отнесено к компетенции органов местного самоуправления. В свою очередь, право на местное самоуправление позволяет освободить органы государственной власти от осуществления определенной части вопросов на местном уровне, передав их решение людям, живущим на территории муниципального образования. При этом Федерация и субъект Федерации получают возможность сосредоточить свои усилия на решении задач, входящих в их компетенцию, которые не могут быть решены иначе, чем на федеральном и региональном уровнях.

Местное самоуправление - один из важнейших элементов государственного устройства России, поэтому положение о гарантированности местного самоуправления изложено в главе I "Основы конституционного строя" Конституции Российской Федерации. Местное самоуправление в этой системе организации власти является уровнем власти, максимально возможно приближенным к населению. Местное самоуправление обеспечивает защиту совместных интересов граждан, проистекающих из проживания на определенной локальной территории (в муниципальном образовании), из необходимости и неизбежности соседского взаимодействия жителей этой территории. Из установления в Конституции России необходимости существования местного самоуправления следует признание значимости местных интересов в качестве официальной государственной политики. В демократическом обществе, передача властных полномочий на места позволяет также избежать перегрузки центрального правительства частными проблемами, существенными для определенных локальных сообществ. Органы местного самоуправления выполняют роль посредника между населением и государством. Хорошо зная положение дел на своих территориях, органы местного самоуправления способны более эффективно и рационально, чем органы государственной власти, решать те или иные проблемы, реагировать на непредвиденные ситуации и конфликты [49].

Для реализации возложенных на местное самоуправление задач нужна развитая финансово-экономическая основа, которая создается не только путем принятия федеральных нормативных актов, но и в результате практического взаимодействия органов государственной власти субъекта Федерации и местного самоуправления. Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном [16, с.576].

Перейти на страницу: 1 2 3