Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства

Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для предпринимательства является финансово-кредитная поддержка, включающая льготное кредитование, предоставление гарантий под кредиты коммерческих банков и др. В соответствии с законодательством финансово-кредитная поддержка предпринимательства направлена в основном на стимуляцию малого предпринимательства.

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступивший в действие с 1 января 2008 г., впервые определил предметом государственного регулирования отношения, которые возникают между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти и самоуправления муниципальных образований не только в сфере развития малого бизнеса, но и среднего предпринимательства.

Так же на законодательном уровне даны понятия инфраструктуры поддержки, виды и формы финансовой поддержки.

Выделяют следующие формы государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства[38]:

- субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

- бюджетные кредиты, займы, ссуды;

- государственные и муниципальные гарантии.

Правовые основы предоставления бюджетных средств в форме субвенций и субсидий субъектам предпринимательства, в том числе и малого предпринимательства, установлены в Бюджетном кодексе РФ, введенным в действие с 1 января 2000 г.

В научной литературе по-разному оценивается прямое бюджетное субсидирование малого предпринимательства[39]:

- не обладает гибкостью и оперативностью, поскольку осуществляется через государственные ведомства;

- ставит субъектов малого предпринимательства в неравное положение (субсидий на всех не хватает);

- в нынешних российских условиях практически невозможно избежать нарушений и злоупотреблений со стороны органов власти при выдаче субсидий.

Следующей формой государственного финансирования малого бизнеса является предоставление кредитов, займов, ссуд субъектам малого предпринимательства.

Согласно ст. 8 Закона № 88 государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов. Но в законе закреплено лишь право, но не обязанность на предоставление фондами льготных кредитов.

Предоставление кредитов, займов, ссуд субъектам малого предпринимательства осуществляется за счет средства из государственного бюджета, фондов и могут передаваться предпринимателям на условиях возвратности и, как правило, платности. В этих случаях следует говорить о государственном кредитовании предпринимательской деятельности.

Недостатком системы предоставления кредитов через фонды является ее громоздкость. Фонды применяют достаточно сложные процедуры отбора, экспертизы и кредитования проектов, предъявляют традиционные для коммерческих банков требования к условиям и срокам возврата кредитов, их обеспечению и гарантиям. Создаются такие условия, что льготный кредит получить практически невозможно (требуются всевозможные справки, растягиваются сроки оформления кредита и т.д.). Вследствие этого лишь незначительное количество малых предприятий получает такую помощь.

Перейти на страницу: 1 2 3