Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства

Несмотря на имеющиеся издержки, все же финансирование через фонды для малых предприятий более выгодно по сравнению с другими кредитными учреждениями. Это выражается в более продолжительном сроке кредитования, пониженном проценте ставок по кредитам, предоставлении бесплатного консультирования конечным заемщикам и др. Таким образом, трудности получения кредитов от фондов компенсируются их дешевизной.

Бюджетный кредит может быть предоставлен малому предприятию на основании договора на условиях возмездности, возвратности и только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев в размере не менее 100% предоставляемого кредита. При этом обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом.

Еще одной формой бюджетного финансирования малого предпринимательства являются государственные и муниципальные гарантии. Использование государственных и муниципальных гарантий по кредитам коммерческих банков под проекты создания и развития малых предприятий имеет несомненные преимущества. Государственные и муниципальные гарантии – это не только эффективный путь использования государственных и муниципальных ресурсов, но и средства привлечения частных ресурсов.

Предоставление субъектам малого предпринимательства государственных гарантий предусмотрено постановлением Правительства РФ «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации» от 22.11.1997 № 1470, а так же Законом № 88. В данном постановлении предусмотрены льготы для субъектов малого предпринимательства, участвующих в конкурсном размещении централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ.

На примере Ростовской области можно увидеть реальную ситуацию получения государственной поддержки, оказываемой в рамках реализации областной целевой программы развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2006-2008 годы представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Количество удовлетворенных обращений за предоставлением отдельных видов государственной поддержки[40]

Вид поддержки

Доля получивших поддержку, в %

В среднем

75,7

Субсидирование %-ной ставки по кредитам, займам, лизинговым платежам

80,3

Субсидирование на развитие

59,1

Субсидии на открытие собственного дела

74,4

Субсидии на компенсацию части арендных платежей

64,3

Субсидии на компенсацию части расходов на землеустроительные услуги

50

Муниципальные гарантии по кредитам и займам

59,4

Софинансирование обучения

73,3

Проведение семинаров

83,8

Издание методической литературы

97

Перейти на страницу: 1 2 3