Федеральное казначейство в Российской Федерации

Органы федерального казначейства в Российской Федерации были образованы сравнительно недавно, однако их развитие шло высокими темпами и в настоящее время в РФ сложилась ситуация, не позволяющая эффективно использовать современную казначейскую систему исполнения бюджетов. Это связано с тем, что полномочия органов казначейства, установленные в период их образования, видоизменились в связи с новыми социально-экономическими реалиями. Как показывает практика, нормативно-правовое регулирование организации и функционирования органов казначейства отстает от тех темпов, которыми развивается эта структура.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ федеральное казначейство является одним из участников бюджетного процесса и обладает бюджетными полномочиями. Главное предназначение казначейства как государственного института — обеспечение точного учета и управление государственными финансовыми ресурсами. Эта задача охватывает широкий спектр функций, выполнение которых органами федерального казначейства адекватно его роли в сфере бюджетно-налоговой политики, проводимой в стране.

Согласно Бюджетному кодексу РФ основной задачей Федерального казначейства является проведение кассовых операций в ходе исполнения федерального бюджета, контроль за соблюдением участниками бюджетного процесса бюджетного законодательства, распределение поступающих в бюджетную систему доходов между соответствующими бюджетами, осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, составление отчётности об исполнении федерального и консолидированного бюджетов.

Сегодня исполнением бюджетов (местных, региональных, федерального) на территории страны заняты три уровня финансовых органов: федеральное казначейство, финансовые органы регионов, финансовые органы муниципальных образований. Казначейская система исполнения федерального бюджета позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств путем обеспечения целевой направленности, своевременности и рациональности их расходования; снизить стоимость обслуживания внутреннего долга в результате увеличения точности прогнозирования доходов и расходов на базе оперативного учета и контроля; ускорить оборачиваемость бюджетных средств за счет сокращения пробега средств от распорядителя до конечных получателей.

Для повышения эффективности управления государственными бюджетными средствами в Российской Федерации возможна и целесообразна трансформация органов федерального казначейства в кредитные учреждения, сочетающие как функции по управлению бюджетными средствами на стадии исполнения бюджета, так и функции кредитного учреждения в части организации расчётов, движения наличности и реализации государственных ценных бумаг.

К числу важнейших стратегических задач развития российской казначейской системы следует отнести совершенствование нормативно-законодательной базы функционирования казначейской системы РФ и существенное расширение выполняемых функций органами, федерального казначейства по управлению бюджетом, регулированию долговых отношений и активов, финансированию капитальных расходов, федеральных целевых программ, участию в банковско-кредитной сфере, на фондовом рынке.

Перейти на страницу: 1 2 3