Особенности современной налоговой системы России

а) налог на имущество организаций;

б) налог на игорный бизнес;

в) транспортный налог.

3. Местные налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры. Платежи по местным налогам поступают в местные бюджеты. Это городские, районные, поселковые налоги. Общий порядок установления местных налогов предусмотрен ст.12 НК РФ. В соответствии с ней перечень местных налогов устанавливается НК РФ (ст.15) и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления:

а) земельный налог;

б) налог на имущество физических лиц.

Часть налогов, относящихся в соответствии с классификацией к местным, является обязательной к применению на всей территории Российской Федерации; другая часть налогов вводится по решению органов местного самоуправления.

Разделение налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социально-экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях. Это разделение целесообразно проводить с учетом следующих принципов[5]:

§ Налоговые доходы каждого уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения;

§ Чем менее мобильна налоговая база, тем на более низком уровне государственной власти производится ее налогообложение. Например, высокой мобильностью обладают труд и капитал, а низкой – природные ресурсы и недвижимость. Поэтому целесообразно закрепить на федеральном уровне налогообложение доходов физических и юридических лиц, а на иных уровнях – налогообложение имущества;

§ Большинство регулирующих налогов закрепляется на федеральном уровне;

§ Косвенные налоги – акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины – взимаются на федеральном уровне;

Налоговый кодекс призван решать следующие важнейшие задачи:

- построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;

- развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный, региональный и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;

- создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансирование общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства и граждан;

- снижение общего налогового бремени и уменьшение числа налогов;

- формирование единой налоговой правовой базы;

- совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.

Налоговое законодательство РФ определяет, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы (в необходимых условиях). Аналогичный порядок устанавливается и к установлению сборов.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Налогоплательщики и плательщики сборов обязаны:

1. уплачивать законно установленные налоги;

2. встать на учет в органах Государственной налоговой службы РФ, если такая обязанность предусмотрена Кодексом;

3. вести в установленном порядке учет своих доходов и расходов и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7