Дорожные фонды

Создаются в качестве целевых во многих государствах. На территории России они образуются с 1 января 1992 г. в соответствии с Законом Российской Федерации «О дорожных фондах в РСФСР». Их средства формируются главным образом за счет специальных налогов и вводимых сборов, согласно указанному Закону. К ним в первую очередь относятся федеральный и территориальный налоги на реализацию горюче-смазочных материалов (автобензина, дизельного топлива, масел, сжиженного газа), уплачиваемые предприятиями всех форм собственности и гражданами, реализующими указанные материалы. Налоги устанавливаются в процентах от сумм реализации горюче-смазочных материалов, причем федеральный налог составляет 18% и поступает в федеральный фонд, а территориальный - 7% и направляется соответственно в территориальные дорожные фонды.

Другим источником дорожных фондов выступает налог на пользователей автомобильных дорог. Его уплачивают только те организации, предприятия, частные фирмы и кооперативы, которые занимаются предпринимательством в сфере перевозок. Величина определена в размере 0,4% объема производимой продукции, выполняемых услуг и работ. По заготовительным, торгующим и снабженческо-сбытовым организациям - 0,03% годового оборота. Предприятия и организации, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования от налога на пользование автомобильными дорогами освобождены. Не платят его колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения, а также физические лица.

Третьим источником, поступающим в дорожные фонды, является налог с владельцев транспортных средств, который и ранее применялся в нашей стране, но поступал непосредственно в бюджетные фонды государства. Налог уплачивается ежегодно юридические и физические лица, имеющие транспортные средства. Ставка налога устанавливается в рублях на 1 л.с. двигателя, причем, чем мощнее двигатель, тем выше ставка. От уплаты налога освобождаются:

инвалиды войны, ветераны, граждане, имеющие право на государственные льготы;

колхозы, совхозы, фермерские хозяйства;

предприятия автотранспорта общего пользования, осуществляющие перевозки пассажиров (кроме такси), и др.

Четвертым источником дорожных фондов РФ служит налог на приобретение автотранспортных средств. Он выплачивается покупателями до регистрации машины, а в случае изменения владельца - при перерегистрации. Юридические лица вносят от 10 до 40% продажной цены. Граждане и юридические лица, приобретшие автотранспортные средства при аукционной продаже, освобождены от налога, его в этом случае уплачивают организаторы аукциона в размере 40% первоначальной цены.

Основными направлениями использования средств, поступающих в дорожные фонды, являются ремонт и реконструкция автомобильных дорог, а также строительство новых автострад и дорог местного значения; других объектов дорожной инфраструктуры.

В соответствии с Законом РФ вырученные деньги распространяются между Федеральным дорожным фондом России и территориальными дорожными фондами республик (в составе РФ) краев и областей, что способствует рациональному использованию средств.

В ряде зарубежных стран также создаются дорожные фонды аналогичного назначения. Состав их источников несколько отличается от того, что имеется у нас в стране. Так, в США источниками дорожных фондов являются: налог на продажу, взимаемый с владельцев легковых и грузовых автомашин, специальный сбор за проезд через новые мосты и дороги, где установлены контрольно-пропускные пункты, и др.