Сущность денежно-кредитной политики

Большую роль в анализе финансовой политики государства (Центрального банка) играют следующие понятия [19, с.44]:

- мультипликатор – числовой коэффициент, устанавливающий во сколько раз прирост одного показателя будет больше вызвавшего его прирост другого показателя.

- депозитный мультипликатор это множитель, обратно пропорциональной норме минимальных банковских резервов. Депозитный мультипликатор показывает, во сколько раз коммерческие банки увеличивают прирост денежной массы в обороте, если денежная база увеличится на единицу.

- денежный мультипликатор – усложненный вариант депозитного мультипликатора, в котором учитывается поведение как банков, так и населения. Он показывает, во сколько раз изменится прирост денежной массы в результате прироста денежной базы с учетом соотношения наличности и депозитов.

Депозиты – средства, или ценные бумаги, отданные на хранение банкам или другим финансово-кредитным учреждениям. Если обозначить объем депозитов через Д, часть депозитов, которая хранится в обязательных резервах (норма минимальных резервных условий) через r, часть депозитов, предоставленных в кредит – через (1-r), то вложение в коммерческий банк депозитов (тыс. грн.) в результате мультипликативного эффекта обеспечит предложение денег в объеме , где =m, m – простой денежный мультипликатор, который обратнопропорционален норме обязательных резервов, его еще называют коэффициентом депозитных вкладов. Он показывает максимальное количество новых кредитных денег, которые может создать каждая денежная единица (гривна) измененных резервов при определенной величине обязательных резервов.

Одной из причин, влияющей на уменьшение мультипликативного эффекта, является «побег» наличных денег в оборот, который объясняется тем, что клиенты желают получить часть кредита в наличной форме. Для учета этого фактора влияния на мультипликатор вводят соотношение наличных денег к депозитам и обозначают через d (соотношение 2.1) [19, с.45]:

Тогда денежный мультипликатор будет иметь вид (соотношение 2.2):

Перейти на страницу: 1 2 3