Пути решения проблем денежно-кредитной политики

— отсутствие достаточно емкого рынка государственных ценных бумаг с длительным сроком погашения жестко ограничивает фактическую независимость центрального банка в выборе соответствующих инструментов;

— на практике применяются менее жесткие ограничения кредитования правительства, чем предусмотрено законом;

— признание приоритетности фиксации обменного курса вместо таргетирования ценовой стабильности.

Выводы и рекомендации экспертов относительно изменений в законодательстве:

— стабильность цен в смысле сохранения внутренней покупательной способности гривни в среднесрочной перспективе, рассчитанной по индексу покупательной способности (стоимости жизни), должна стать основной целью НБУ. Любые другие цели, такие, как обеспечение стабильности внешней стоимости национальной валюты, стабильности банковской системы, поддержка экономической политики правительства, следует рассматривать только в случае, если их выполнение не ставит под угрозу достижение первичной;

— некоторые нынешние полномочия Совета НБУ (в частности, по разработке основ денежно-кредитной политики, прогнозирования, права вето) должны быть переданы правлению;

— срок полномочий председателя должен быть значительно длиннее, нежели сейчас (пять лет). Целесообразно было бы невозобновляемое пребывание в должности в течение 8—10 лет. Сроки пребывания на должностях членов Совета НБУ должны быть, соответственно, также невозобновляемыми, а сам Совет — формироваться поэтапно, чтобы исключить одномоментную замену большей части его членов;

— количество членов правления должно быть сокращено с нынешних 16 до 9 (это максимум). Член правления должен иметь срок полномочий, сравнимый со сроком пребывания в должности председателя. Как и в случае с Советом, ротация на должностях членов правления должна быть организована поэтапно. Решения правления должны приниматься большинством голосов в ходе голосования;

— члены Совета и члены правления не могут активно заниматься политикой, быть членами парламента или членами правительства;

— председатель НБУ и другие члены органов, ответственных за принятие его решений (Совет, правление), должны быть защищены от снятия с должности. Требования к снятию должны быть четко ограничены: не соответствует квалификационным условиям, необходимым для выполнения должностных обязанностей; не может выполнять обязанности в течение более шести месяцев; признан виновным в совершении серьезного (уголовного) преступления;

— механизм распределения прибыли НБУ необходимо зафиксировать законодательно;

— должны быть установлены прозрачные процедуры решения конфликтов между правительством и Нацбанком Украины.

Рекомендации по усилению фактической независимости НБУ, не требующие изменений в законе:

— внедрение прямого таргетирования темпов инфляции. Речь идет о заключении публичного соглашения с правительством о темпах инфляции на последующие 24 месяца (в пределах коридора +/-1%, который пересматривался бы с регулярностью один раз в год). В случае возникновения экстраординарных ситуаций (например, шокового изменения условий торговли, изменений в непрямых налогах), цель может быть изменена после консультаций между правительством и НБУ (при условии раскрытия общественности информации как о самом изменении, так и о его причинах). Важно подчеркнуть, что за НБУ сохраняется полная инструментальная независимость, в то время как правительство разделяет с ним публично ответственность за запланированную инфляцию;

— прогнозы инфляции НБУ и результаты их регулярного пересмотра должны обнародоваться. Совет и правление должны удостовериться в том, что они «говорят на одном языке». Отдел экономических исследований отчитывается перед правлением, а его возможности усиливаются;

— заседания правления по вопросам денежно-кредитной политики должны проводиться регулярно, а их результаты — широко обнародоваться, в основном на пресс-конференциях председателя НБУ, где разъясняются перспективы политики Национального банка и последние решения относительно процентных ставок;

— НБУ должен оказывать настойчивое давление на правительство с целью развития внутреннего рынка государственных ценных бумаг разного срока погашения. Правительство должно предложить по госбумагам позитивные реальные процентные ставки. Выпуск бумаг, проиндексированных на уровень инфляции, не только способствовал бы появлению эффективного рынка гривневых облигаций, но и свидетельствовал бы о приверженности правительства целям дезинфляции, а следовательно, укреплял эффективную независимость НБУ.

Перейти на страницу: 1 2 3 4