Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь

По мере усиления влияния инструмента процентной ставки на развитие инфляционных процессов Национальный банк станет, при необходимости, поступательно увеличивать диапазон колебаний номинального обменного курса. Такое решение даст возможность более эффективно управлять реальными курсами белорусского рубля, сглаживая их колебания, величина которых может оказывать негативное влияние на инфляцию (стимулировать ”импорт инфляции“) и внешнюю торговлю.

Это также повлияет на процесс дедолларизации экономики. Постепенный переход к увеличению гибкости номинального курса означает, что прямое участие Национального банка в формировании его уровня посредством осуществления прямых интервенций на валютном рынке будет сокращаться.

Важным условием роста эффективности денежно-кредитной политики в 2006 – 2010 годах станет повышение ее прозрачности, доведение до всех участников рынка информации о ситуации в экономике, прогнозе инфляции, наличии и источниках рисков для ценовой стабильности в будущем, действиях Национального банка, направленных на достижение конечной цели по инфляции.

Эффективное внедрение элементов режима прямого инфляционного таргетирования потребует выполнения также ряда других условий. Правительство и Национальный банк примут меры по усилению взаимодействия в сферах, способных оказывать существенное влияние на эффективность проведения денежно-кредитной политики. Так, предполагается усиление взаимосвязи налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Прежде всего это коснется обмена информацией с Министерством финансов о прогнозе расходов и доходов государственного бюджета и связанных с этим изменениях объема депозитов Правительства в банках и Национальном банке, а также о прогнозировании Национальным банком операций на финансовом рынке, что позволит повысить качество управления ликвидностью и эффективность применения инструментов денежно-кредитной политики.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384, Правительство предпримет шаги по сужению сферы прямого административного регулирования цен и тарифов на товары и услуги. При этом Правительство и Национальный банк систематически будут обмениваться информацией о планируемых действиях и прогнозе изменения административно устанавливаемых цен и тарифов, а также об иных факторах, которые могут ограничить влияние Национального банка на динамику общего уровня цен и воспрепятствовать достижению конечной цели по инфляции.

Важнейшей задачей Правительства и Национального банка станет принятие конкретных мер, направленных на развитие сегментов и инструментов финансового рынка. Это повысит восприимчивость экономики к изменению монетарных условий, прежде всего определяемых уровнем процентных ставок, а следовательно, действенность сигналов по ужесточению либо смягчению денежно-кредитной политики. В условиях планируемого увеличения гибкости обменных курсов предполагается уделить особое внимание развитию рынка срочных финансовых инструментов (фьючерс, форвард и опцион). Данные инструменты предназначены для хеджирования рисков изменения обменных курсов и процентных ставок и позволят повысить стабильность финансового рынка при усилении значимости процентной ставки как инструмента Национального банка и поступательного движения к режиму ”управляемого плавания“ обменного курса.

Значимость процентной ставки и эффективность ее влияния на экономические процессы могут быть повышены на основе постепенной либерализации финансового счета платежного баланса. Последовательные шаги по переходу к использованию режима монетарной политики, основанного на усилении роли процентной ставки, применении более гибкого режима курсообразования с последующим переходом к инфляционному таргетированию, найдут отражение в ежегодно разрабатываемых Национальным банком основных направлениях денежно-кредитной политики.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7