Налоги и налоговая политика

Налоги — экономическая основа существования государства, главный источник его доходов. Поэтому налоги с начала становления государственности в той или иной стране являются обязательным условием ее существования, поскольку для осуществления своих функций государству требуются финансовые средства. Источником налогов выступает доход экономических субъектов.

Базовыми нормативным актом в сфере налогообложения является Налоговый кодекс и в определенной части Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации». В Налоговом кодексе сформулированы основные понятия, применяемые в налоговом законодательстве.

Налог — обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в целях обеспечения деятельности государства (п. 1 ст. 8 НК РФ).

Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, как условие совершения государством юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).

Изъятие государством в свою пользу определенной части дохода экономических субъектов в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники экономики: работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход (физические лица), и хозяйствующие субъекты (юридические лица).

В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться «операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (работ, услуг) либо иной объект».

Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ). Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов хозяйственных операций.

Налоговые ставки устанавливаются НК РФ по федеральным налогам, а по региональным и местным налогам — соответственно законами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Поскольку налоги основной источник государственных средств, то они выполняют важные для экономики функции:

фискальную (аккумуляция средств в госбюджет); ,

регулирующую (стимулирование или торможение производства тех или иных товаров);

контролирующую (наблюдение за деятельностью экономических субъектов);

социальную (перераспределительную);

экономическую (стимулирование развития экономики, активизация предпринимательской деятельности за счет ослабления налогового бремени).

Поэтому налоги могут оказывать противоположное воздействие на производство и представляют собой тонкий инструмент госрегулирования. Посредством специально настроенного налогового механизма государство может воздействовать на экономику и решать определенные социальные задачи: поддерживать неимущие слои общества, перераспределять доходы и т. п.

Наличие у налогов регулирующей функции признается практически всеми экономистами. Однако по поводу масштабов их регулирующего воздействия от отдельных локальных экономических процессов до макроэкономики в целом — мнения экономистов существенно различаются.

Отрицательно относятся, к росту воздействия государства на экономику, в том числе реализуемого посредством налогово-бюджетной политики, монетаристы. Отстаивают эффективность мер государственного вмешательства так называемые «фискалисты» (дирижисты).

Впервые общие принципы налогообложения сформулировал Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он предложил рассматривать три источника налогов: ренту, прибыль и заработную плату и исходил из следующих принципов налогообложения:

равномерность, понимаемая как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;

определенность, означающая четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;

простота и удобство взимания налогов для налогоплательщиков;

неотягощенность, т: е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика.

В экономическую теорию представление о том, что активная налоговая политика должна и может оказать стимулирующее воздействие на макроэкономику, ускоряя или снижая темпы ее развития, ограничивая безработицу и сдерживая инфляцию, было введено Дж. М. Кейнсом в 30-е гг. XX столетия.

Значительным снижением ставок федеральных налогов (в 1948 г. примерно на 4,7 млрд долл.) был смягчен послевоенный спад экономики США и обеспечен подъем в конце 1949 г.

Важнейшей функцией налоговой политики является также регулирование расходов негосударственного сектора для обеспечения полной занятости рабочей силы и полного использования ресурсов капитала. Для успешной реализации этой функции государство формирует налоговую систему, которая представляет собой законодательно установленные виды налогов, источники их уплаты, объекты налогообложения, ставки налогов, регулярность налогообложения и совокупность, органов, осуществляющих сбор налогов.