Денежная система и уровень жизни населения: проблемы и пути их решения

1. Заработная плата перестала выполнять воспроизводственную функцию. Так, размеры тарифных ставок, установленных правительством для обязательного применения широким кругом субъектов хозяйствования, не соответствуют величине минимального потребительского бюджета.

2. Заработная плата утратила мотивационную функцию. Низкая межразрядная разница ЕТС не стимулирует дополнительные трудовые усилия, стирает различия между низко- и высококвалифицированным трудом. С другой стороны выравнивание заработной платы до 100$ уровня по экономике в целом усилило разрыв между заработной платой и реальным производительным результатом.

3. Снизилась роль заработной платы как инструмента регулирования мобильности трудовых ресурсов.

4. Опережающий рост номинальной заработной платы над ростом производительности труда привёл к росту себестоимости, утрате конкурентоспособности продукции по ценовому признаку. Стоимостная функция заработной платы очень важна для анализа роста цен и инфляционных процессов.

5. Заработная плата усилила противоречия социальной функции. В 2001 – 2002 годах заметно увеличилась дифференциация заработной платы между различными отраслями; предприятиями и категориями наёмных работников.

Особого внимания в анализе политики государства в сфере заработной платы заслуживает такая важная категория, как минимальная заработная плата (см. таблицу 2).

Таблица 2. Минимальная заработная плата и тарифная ставка первого разряда, май 2000 - март 2002

1.05. 00

1.10.00

1.03.01

1.07.01

1.12.01

1.03.02

Минимальная заработная плата

в белорусских рублях

2600

3600

5700

7500

10000

17000

в долларах США

2,7

3,5

4,6

5,4

6,5

9,6

Тарифная ставка 1-го разряда

в белорусских рублях

5200

7200

11500

14500

19500

19500

в долларах США

5,4

7,0

9,3

10,5

12,7

11,0

Источник: IMF, 2002; Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2002

В белорусской экономике роль МЗП чисто формальная. Государственный минимум заработной платы должен выступать в качестве социальной гарантии и нижней границы оплаты труда. Минимальная заработная плата призвана отражать минимально приемлемую для данных экономических условий величину потребления и являться базой для определения размера заработной платы наименее квалифицированного работника. На современном этапе МЗП не соответствует нижней границе месячной оплаты труда, и ниже бюджета прожиточного минимума. Кроме того, минимальная месячная оплата труда до недавнего времени выполняла не свойственную ей роль технического норматива при определении размеров стипендий учащимся, пенсий, социальных выплат, предусмотренных законодательством, определении размеров налогов, штрафных санкций и т.д. В соответствии с действующим в настоящее время Декретом Президента Республики Беларусь №3 от 15 февраля 2002 года минимальный размер заработной платы, установленный в сумме 17000 рублей в месяц, применяется исключительно для регулирования оплаты труда и выплаты пособий, связанных с исполнением трудовых обязанностей. Для определения социальных пособий, выплат и т.д. с 1 марта 2002 г. используется базовая сумма, равная 10000 рублей. Однако, прожиточный минимум, ориентированный на минимально допустимые размеры потребления наиболее важных для человека материальных благ и услуг, не обеспечивает нормального воспроизводства рабочей силы, так как не учитывает полного набора товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных материальных и культурных потребностей. Поэтому его надо рассматривать только как временный ориентир в социальной политике, ограниченный периодом кризисного состояния экономики. В перспективе минимальная заработная плата должна обеспечить потребление на уровне минимального потребительского бюджета.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7