Планирование затрат предприятия

В настоящее время внимание к планированию расходов предприятия ослаблено, что обусловлено в известной степени и предоставленной предприятиям хозяйственной самостоятельностью и отсутствием обоснованных методических разработок по планированию производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий, работающих в нашей стране в довольно сложной экономической обстановке. В этих условиях необходимым является планирование затрат предприятия на производство и обращение продукции. Это позволяет рассчитать объем продаваемой продукции по себестоимости, прибыль от продажи продукции, оценить материалоемкость и трудоемкость продукции, прогнозировать потребность в оборотных средствах, вложенных в запасы, затраты и готовую продукцию и т. д. [5; 202-203]

Плановый размер затрат на проданную продукцию (Зпп) можно определить по следующей формуле:

Плановый размер затрат на проданную продукцию

где З1— остатки непроданной продукции на начало планируемого периода по производственной себестоимости;

Qпc — объем продукции, планируемый к выпуску в предстоящем периоде по производственной себестоимости;

З2— предполагаемые остатки непроданной продукции на конец планируемого периода по производственной себестоимости;

Звп — внепроизводственные расходы на планируемый период.

Планирование затрат на предприятии необходимо осуществлять с тем, чтобы определить возможности наиболее экономного расходования материальных, трудовых и денежных ресурсов как в целом по предприятию, так и на единицу продукции (работ, услуг).

Необходимо постоянное осуществление контроля за расходами предприятия на производство и обращение. Так как от размера фактических затрат на производство и продажу продукции во многом зависит выполнение плана прибыли и рентабельности. Контроль за затратами следует проводить систематически на основе месячных, квартальных и годовых отчетов, используя при этом различные методы расчетов влияния на себестоимость важнейших технико-экономических факторов.

Снижение затрат на производство и обращение продукции имеет большое народнохозяйственное значение.

Во-первых, это один из существенных резервов интенсификации производства. Снижение себестоимости за счет экономии сырья, материалов, топлива, энергии и затрат живого труда позволяет выпустить значительное количество дополнительной продукции.

Во-вторых, снижение себестоимости (при сохранении тех же цен на готовую продукцию) ведет к увеличению прибыли предприятий и росту рентабельности, создает реальные возможности для самофинансирования и самоокупаемости.

В-третьих, сокращение затрат на производство единицы изделия приводит к сокращению затрат производства в других отраслях, к уменьшению затрат на капитальные вложения, снижения розничных цен на товары массового потребления.

В-четвертых, сокращение затрат на производство и обращение продукции приводит к ускорению оборачиваемости оборотных средств в отраслях народного хозяйства.

Процесс планирования затрат на предприятиях связан с изучением факторов, влияющих на их формирование. В процессе управления затратами (их анализе, поиске резервов экономии и планировании) все факторы принято подразделять на две основные группы:

1. зависящие от деятельности предприятия (внутренние факторы);

2. не зависящие от деятельности предприятия (внешние факторы).

Перейти на страницу: 1 2