Анализ кредитной политики ОАО «ЦМД»

На первом этапе анализа определяются принципы кредитной политики ОАО «ЦМД». Реализация продукции в кредит осуществляется в форме товарного (коммерческого) кредита. Тип кредитной политик, по нашему мнению консервативный (или жесткий), потому что: 1) установлен минимальный срок предоставления кредита - 30 дней; 2) отсутствует система скидок при осуществлении досрочных расчетов за приобретенную продукцию.

При этом лишь 27 % (50 425,47 / 186 761) дебиторов заплатили на 30 день, т. е. вовремя. Это значит, что большая половина денежных средств, иммобилизованных в дебиторскую задолженность ОАО «ЦМД», находится на медленно оплачиваемых счетах, часть из которых может превратиться в безнадежные долги. Это служит сигналом к изучению фирмой просчетов своей кредитной политики.

На втором этапе анализа определяется политика предоставления коммерческих кредитов в ОАО «ЦМД».

· Срок установленного кредита в ОАО «ЦМД» – 30 дней;

· Система скидок, стандарты кредитоспособности и политика инкассации полностью отсутствуют в ОАО «ЦМД»;

· Основной кредитный инструмент, используемый в ОАО «ЦМД» - открытый счет;

На третьем этапе анализа определяется годовая процентная ставка по сумме кредиторской задолженности. Она вычисляется по следующей формуле:

D * 360 360

CV = ------------- = ------------------ = 12 % годовых

P 30 дней

CV (Credits Value) - Годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит;

D (Discount) - Скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении срочного расчета за приобретенный товар, в %;

P (Period) – Установленный срок предоставления кредита, в днях.

Как видно из результата вычислений, в настоящий момент в ОАО «ЦМД» стоимость кредита составляет 12 % годовых (360 / 30).

На четвертом этапе анализа выяснено, что современные формы рефинансирования дебиторской задолженности отсутствуют в фирме.

Зафиксируем полученные результаты:

1. Отсутствие стратегического направления кредитной политики;

2. Фирма предоставляет своим контрагентам тридцатидневный кредит без льготных условий (система скидок отсутствует);

3. Полностью отсутствуют стандарты кредитоспособности;

4. В числе партнеров фирмы присутствуют контрагенты с высокой степенью риска.

5. Политика инкассации в ОАО «ЦМД» не сформирована;

6. Основной кредитный инструмент, используемый в ОАО «ЦМД» - открытый счет;

7. Стоимость предоставляемого кредита составляет 12 % годовых;

8. Современные формы рефинансирования дебиторской задолженности отсутствуют на предприятии.

Выводы

Перечисленные выше результаты анализа кредитной политики ОАО «ЦМД» позволяют понять, что в организации отсутствует продуманная стратегия кредитной политики. Политика фирмы в области оплаты счетов к получению является излишне жесткой (условие «нетто, 30»). Об этом свидетельствует тот факт, что немногочисленные счета к получению (27 %) по данным реестра «старения» счетов дебиторов оплачиваются точно в срок. Вместе с тем в фирме отсутствуют какие-либо стандартоы кредитоспособности (т. е. кредит предоставляется всем претендентам без исключения) и политики инкассации.

В такой ситуации, видимо, было бы целесообразно несколько смягчить стандартные условия оплаты, применяемые для контроля за погашением дебиторской задолженности и одновременно выработать менее лояльную политику инкассации. В совокупности такие меры являются признаками умеренного типа кредитной политики.