Парижский клуб.

Парижский клуб – неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было создано в 1956 году с целью реструктуризации задолженности развивающихся стран. Членство в Парижском Клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-должников с Парижским Клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставленные членам Клуба. Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Принятая Клубом практика ограничивает также сумму уступки страной-кредитором активов на вторичном рынке долгов пределом в 20 млн. долларов или 10% от общей суммы требований к данной стране-кредитору (в зависимости от того, что больше). Парижский Клуб функционирует в тесном сотрудничестве с МВФ. Если какое-либо государство-должник, испытывающее экономические трудности (например, по части баланса платежа), начинает осуществлять программу оздоровления под эгидой МВФ. Парижский клуб совместно с правительством данной страны вырабатывает соглашение о реструктуризации её внешнего государственного долга. В результате появляется возможность уменьшить пассивное сальдо платёжного баланса, не сокращая при этом объём импорта товаров и капиталов.

17 сентября 1997г. в Париже Правительством Российской Федерации подписан Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства-участника.

Присоединение к Парижскому клубу способствует дальнейшей интеграции России в международную финансовую систему и основывается на следующих принципах, изложенных в положениях Меморандума о взаимопонимании:

Равноправное участие России в рассмотрении вопросов урегулирования задолженности государств-должников. Начиная с даты подписания Меморандума российские долговые требования приобретают тот же статус, что и аналогичные требования членов Парижского клуба.

Ровно через 8 лет после финансового кризиса 1998 г. в период с 15 по 21 августа 2006 г. Российская Федерация осуществила платежи в погашение остатка реструктурированной в 1996 и 1999 гг. в рамках Парижского клуба кредиторов задолженности. В результате российские обязательства перед всеми 17 государствами-членами Клуба в сумме 21,6 млрд. долл. США погашены в полном объеме и Россия более не является страной-дебитором Клуба. Межправительственные соглашения, которыми была оформлена указанная задолженность, утратили силу. Это означает, что Россия достигла цели, поставленной Правительством Российской Федерации и впервые сформулированной в “Долговой стратегии Российской Федерации на 2003-2005 гг.”.

В рамках данной стратегии Российская Федерации сначала в январе 2005 г. досрочно в полном объеме погасила остаток обязательств перед Международным валютным фондом, а затем начала переговоры о досрочной выплате наиболее крупной, политически значимой и сложно управляемой категории государственного внешнего долга – задолженности перед Парижским клубом кредиторов.

Погашение реструктурированных в рамках Парижского клуба долговых обязательств прошло в два этапа. В соответствии с Многосторонним соглашением от 13 мая 2005 г. в июле-августе 2005 г. была досрочно погашена задолженность на общую сумму, эквивалентную 15 млрд. долл. США. Ровно через год на основе договоренностей, оформленных в Многостороннем протоколе от 16 июня 2006 г., погашен остаток данной категории долга. Общая экономия средств федерального бюджета на процентных платежах за период до 2020 г. превысит 12,0 млрд. долл. США.

Перейти на страницу: 1 2