Заключение

Итак, предмет финансового права – общественные отношения по образованию и расходованию публичных финансов, предназначенных для осуществления публичных функций. В предмет финансового права входят, в основном, налоговые отношения и деятельность по расходованию публичных денежных средств.

В условиях государственной монополии на финансовое дело в России в советский период частями предмета финансового права считались так называемые кредитно-расчётные отношения и подобные им (страховые, валютные и т. п.).

Соответственно, после разгосударствления финансового дела соответствующие области обычно продолжали рассматриваться как части финансового права.

В то же время, классический подход к финансовому праву предполагает, что оно является относительно самостоятельной (с точки зрения предмета) подотраслью публичного права, а последнее характеризуется так называемым «методом власти – подчинения» (более правильно – общественно-служебным методом). Отношения, выходящие за рамки публичного права и регулируемые «методом равенства», должны рассматриваться как часть гражданского (частного), а не финансового права. Например, таковы отношения граждан и организаций с частными банками и страховщиками (под частными здесь понимаются любые негосударственные и немуниципальные, а не только принадлежащие одной группе лиц).

Наконец, и из публичного права в финансовое право как относительно самостоятельную подотрасль с точки зрения предмета выделяются лишь те области, которые прямо регулируют образование и расходование публичных финансов.

Концепция финансового права как подотрасли публичного права об образовании и расходовании публичных финансов основана на том, что именно эти области публичных функций имеют особое экономическое наполнение, которого нет в «общеадминистративном» праве, регулирующем публичное управление. Вместе с тем, полной самостоятельности финансового права не может быть: характер экономического наполнения норм финансового права зиждется на общеадминистративных началах, таких, как служебная, функциональная заданность, ограниченность публично-правовых имущественных обременений (в отличие от классической, в советской доктрине, речь шла исключительно о властном характере), в том числе налоговых обязательств, а также прямая связь расходования публичных финансов с административно-правовым раскрытием публичных функций.

[1] Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право. – М.: Юристъ, 2005. – с. 32.

[2] Горбунова О.Н. Финансовое право. – М.: Юриспруденция, 2009. – с. 67.

[3] Горбунова О.Н. Финансовое право. – М.: Юриспруденция, 2009. – с. 68.

[4] Карасева М.В., Крохина Ю.А. Финансовое право. – М.: Инфра-М., 2010. – с. 110.

[5] Карасева М.В., Крохина Ю.А. Финансовое право. – М.: Инфра-М., 2010. – с. 111.

[6] Химичева Н.И. Финансовое право. – М.: Норма, 2008. – с. 51.

[7] Карасева М.В., Крохина Ю.А. Финансовое право. – М.: Инфра-М., 2010. – с. 114.