Содержание и значение функции стоимости. Масштаб цен.

Сущность любой экономической категории раскрывается через функции. Деньги выполняют пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и мировые деньги. Следует отметить, что в американской и западноевропейской экономической литературе вторая и третья функции денег рассматриваются как одна – «средство обращения и платежа». Это объясняется тем, что не проводится различие между наличными и безналичными деньгами. В российской экономической литературе средство обращения отождествляется с наличными расчетами, а функция средства платежа – с безналичными.

Первой констатирующей функцией денег является функция меры стоимости, т.е. их способность измерять стоимости всех товаров, служить посредником при определении цены. Однако не деньги делают товары соизмеримыми; товары соизмеримы с помощью денег, потому что они, как и деньги, являются продуктами человеческого труда, имеют однородную с ними базу сравнения – абстрактный труд.

Выраженная в деньгах стоимость товара является ценой. Цену может иметь только тот товар, который находится в относительной форме стоимости. Сами деньги цены не имеют, их стоимость не может быть определена в них самих. Вместо цены деньги обладают покупательной способностью, которая выражается в абсолютном количестве товаров, которое можно на них купить.

Действие функции меры стоимости выходит за границы сферы обмена. Вся производственная деятельность хозяйствующих субъектов нуждается в стоимостной оценке разнообразных частей действительного капитала и выражении их в денежной форме.

Функция меры стоимости отражает отношение товара к деньгам как всеобщему эквиваленту. Однако для определения цены товаров этого недостаточно. Необходим масштаб для их сравнения, единица измерения вещественной субстанции всеобщего эквивалента. Там, где деньги относятся к самим себе, они выступают как масштаб цен.

«Как цена товара, деньги – не меновая стоимость, не отношение, а определенное весовое количество золота, серебра и т.д.» – К. Маркс.

Выбор весового содержания определяется внеэкономическимфактором – властью государства.

Масштаб цен не является новой функцией денег. Деньги как мера стоимости и как масштаб цен – две разноплоскостные функции. «Мерой стоимости они являются как общественное воплощение человеческого труда, масштабом цен – как фиксированный вес металла».

Специфика функции денег как меры стоимости состоит в том, что эту функцию они выполняют как мысленно представляемые идеальные деньги, ибо здесь имеет место лишь идеальный перевод товаров в их всеобщее стоимостное бытие, в качестве «мерила» деньги фигурируют в виде счетных денег. Для того чтобы измерить стоимость товара в деньгах, нет необходимости иметь при себе единицу измеряемого товара и единицу измерителя. Определение цены является мысленной операцией, в которой, объекты сравнения непосредственного участия не принимают.

С возникновением масштаба цен отпадает необходимость взвешивать деньги, их нужно считать.

Хотя появление функции меры стоимости и функции масштаба цен вызваны разными причинами, тем не менее в развитой денежной системе масштаб цен становится важной составной частью функции меры стоимости и не может существовать вне ее.

В России по реформе министра финансов С.Ю.Витте (1895 – 1897г.г.) золотое содержание рубля установлено в 0,774234 г. В 1950 – 0,222169г; в 1961 – 0,987412г.