Снижение издержек обращения.

Финансовыми посредниками являются фирмы, которые покупают и продают особые «финансо­вые продукты». Они покупают, например, ссуды предприятиям, потребительские кредиты с пога­шением в рассрочку, корпоративные облигации, обыкновенные акции и государственные облига­ции. Эти финансовые требования имеют характеристики, которые отвечают потребностям выпустившей их. Финансовые посредни­ки финансируют покупку этих требований за счет продажи других финансовых требований — теку­щих счетов, сберегательных счетов, счетов НАУ, страховых полисов, акций пенсионных и паевых фондов. Эти финансовые требования, выпускае­мые ими, должны быть, по определению, привле­кательными для всех. Если бы это правило не выполнялось, институт финансо­вых посредников просто перестал бы существо­вать. Финансовые посредники создают свои «фи­нансовые продукты» во всех сферах, где они могут рассчитывать реализовать их по ценам, которые покроют издержки выпуска и принесут им при­быль.

Перед любой компанией, которая решила бы оказывать те же услуги, что и финансовый посред­ник, у последнего есть три преимущества. Во-пер­вых, благодаря своей специализации он осуще­ствляет сделки в таких объемах, при которых достигается экономия за счет эффекта масштаба. Другими словами, за счет большого числа сде­лок и использования специального офисного обо­рудования он может существенно снизить вели­чину постоянных издержек на одну операцию. Во-вторых, финансовые посредники достигают экономии на трансакционных издержках

(издер­жках, связанных с поиском необходимой инфор­мации): тому, кто хочет предоставить ссуду заем­щику напрямую, поиск информации обычно обходится дороже. Наконец, в-третьих, финансо­вые посредники могут располагать важными све­дениями, нередко деликатного свойства, о финан­совом состоянии заемщика. Им легче установить, достоверна ли предоставленная заемщиком ин­формация, поскольку они многое знают о лично­сти получателя ссуды, истории его бизнеса и по­следних сделках.