Специфика рынка ссудо-сберегательных услуг.

Соединение услуги сбережения и услуги кредитования в одну связку ссудо-сберегательной услуги дает новое направление финансовому поведению населения, побуждая его включаться в институциональную деятельность, чего не происходит с кли­ентами банка.

Специфика рынка ссудо-сберегательных услуг — оформ­ление его участников в финансовые организации квазирыноч­ного типа.

Анализ показывает, что внутри кредитного союза склады­вается симметрия между участниками сделки получения — оказания финансовой услуги. Переход из статуса клиента (по­купателя услуги) в статус члена организации, пайщика кредит­ного союза, ставит его в положение одновременно кредитора и заемщика, потребителя услуги и субъекта ее оказания. Эконо­мическая роль физического лица как члена организации уси­ливается. Вместе с тем усложняется и содержание процесса получения услуги, поскольку он сопряжен с участием члена кредитного союза в ее оказании. В финансовой организации типа кредитных потребительских союзов, где необходима кон­стелляция интересов пайщиков как заемщиков и тех же пай тиков как кредиторов, трансакции сделки (поскольку неизбе­жен торг заемщиков и кредиторов) дополняются трансакциями управления и рационирования. Институциональная сложность КПС, положительная динамика трансакционных издержек (не только за счет менее индустриализованного уровня операцио­нальной деятельности) компенсируются тем институциональ­ным ресурсом (транспарентность, доверие, неформальное взаимодействие и др.), правильное использование которого дает конкурентные преимущества финансовым организация кооперативного типа в секторе рынка финансовых услуг, где участники конкурируют

за индивидуальные сбережения.

Определение ссудо-сберегательных услуг в качестве особо­го продукта рынка финансовых услуг позволяет ставить вопрос о формировании отрасли или подотрасли рынка финансовых услуг — ссудо-сберегательных услуг населению и в этой подотрасли — отдельного сегмента (или ниши) кредитных потребительских кооперативов граждан.

Эта часть продуктового рынка РФУ будет иметь четкие локальные границы. Практика свидетельствует, что кредит­ные союзы выступают на рынке финансовых услуг главным образом в регионах. В отличие от других продуктов рынка финансовых услуг кре­дитные союзы слабо развиты в Центре, их мало в Москве (не более двух десятков), они очень редки в крупных городах. Кредитные союзы популярны там, где слабо развит рынок других видов финансовых услуг, где велико недоверие к бан­кам, а плотность финансовых организаций на тысячу квад­ратных километров ничтожна. Не случайно кредитные союзы быстро развиваются в регионах Восточной Сибири, Дальнего Востока, где за 2000 г. созданы четыре региональные ассо­циации кредитных союзов. Слож­ность и институциональная двойственность кредитных сою­зов определяют сложность управления и регулирования дея­тельности кредитных союзов.

Проблема не сводится к антимонопольному регулирова­нию. Характерная особенность формирующегося порядка регу­лирования кредитных союзов — инкрементный (постепенный, недискретный) характер развития системы саморегулирования и

государственного регулирования деятельности кредитных союзов. На самом деле прямого государственного регулирова­ния этих финансовых организаций до настоящего времени не было, поскольку все еще ожидается вступление в силу Федеральный Закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан». По этой причине создается обманчивое впечатление «правового вакуума для кредитных союзов». В действительности правового ва­куума не существует, в противном случае нельзя объяснить, каким образом кредитным союзам удается выигрывать арбит­ражные, а иногда и уголовные судебные процессы по искам, предъявляемым ими налоговым органам. С другой стороны, претензий со стороны государственных органов могло бы не быть, если бы действовали специальный закон и система обя­зательных стандартов и нормативов.

Перейти на страницу: 1 2