Выводы.

В силу рассмотренных выше причин финансовые посредники часто предлагают «финансовый про­дукт» по меньшей цене, чем индивидуальные уча­стники рынка. В противном случае индивидуаль­ным участникам рынка выгоднее самим создавать свой «финансовый продукт» и выходить с ним на рынок прямых кредитов. Поэтому финансовые посредники существуют благодаря тому, что при создании многих «финансовых продуктов» в ма­лых количествах величина издержек на соверше­ние сделок оказывается слишком высокой. Если же эти издержки относительно невысоки или если потребность в данном «продукте» возникает часто, что позволяет сократить их за счет эффек­та масштаба, то индивидуальный участник рынка сможет сам заниматься его созданием.

При создании «финансового продукта» посред­ники оказывают пять основных вида услуг.

1. Дробление суммы займа.

Обязательства, вы­пускаемые финансовыми посредниками, могут иметь различные номиналы — от одного дол­лара до многих миллионов. Это становится возможным благодаря тому, что посредник объединяет средства многих вкладчиков и ин­вестирует их впоследствии в прямые требова­ния различного достоинства. Такая услуга осо­бенно важна для мелких вкладчиков, не имеющих достаточных сумм для самостоя­тельного выхода на рынки прямых кредитов.

2.

Перевод одной национальной валюты в дру­гую.

Многие американские компании экспор­тируют товары и услуги в другие страны, но немногие люди, живущие в США, готовы фи­нансировать зарубежную деятельность этих компаний через покупку прямых финансовых требований, оформленных в иностранной валюте. Финансовые посредники помогают финансировать мировую экспансию амери­канских корпораций при помощи покупки фи­нансовых требований, выставленных в одной национальной валюте, и продажи требований, номинированных в других валютах.

3. Установление гибкой системы сроков погаше­ния.

Финансовые посредники выпускают цен­ные бумаги с широким диапазоном сроков по­гашения — от 1 дня до 30 лет. Срок погашения вторичных требований устанавливается с уче­том интересов кредитора (он обычно короче срока погашения прямых требований заёмщика). На­пример, средства ссудно-сберегательных ассо­циаций формируются за счет вкладов на сбе­регательных счетах и продажи сберегательных сертификатов, а инвестируются в долгосроч­ные потребительские ипотечные ссуды.

4.

Диверсификация риска неплатежа.

Благода­ря тому, что активы финансовых посредни­ков формируются из разнообразных (выпус­каемых различными заёмщиками) требований, они получают возможность более равномерно распределять риск по собственным ценным бумагам. Если колебания цен различных со­ставляющих портфеля мало связаны между собой, то его стоимость будет достаточно ста­бильной. Диверсификация портфеля являет­ся отражением мнения о том, что «не следует класть все яйца в одну корзину», где они могли бы «разбиться» все одновременно. Напри­мер, если портфель составлен из разных бу­маг и эмитент одной из них окажется непла­тежеспособным, то общая доходность портфеля пострадает незначительно. Однако инвесторы, вложившие в эту ценную бумагу все свои средства, понесут значительные убытки.

5. Обеспечение ликвидности.

У большинства потребителей момент получения доходов редко совпадает с моментом возникновения потребности в деньгах. По этой причине боль­шинство экономических субъектов предпо­читают держать часть активов, имеющих низ­кие трансакционные издержки, в удобной для перевода в денежные средства форме. Мно­гие «финансовые продукты», создаваемые по­средниками, высоколиквидны. Например, чековый счет позволяет потребителю приоб­ретать активы или оплачивать задолженнос­ти с минимальными трансакционными издер­жками.

Таким образом, параметры выпускаемых фи­нансовыми посредниками непрямых требований разрабатываются с учетом интересов заёмщиков. Обычно посредники специализируются на одном или нескольких типах услуг, служащих источни­ками их доходов:

1) дроблении номинала,

2) снижении риска инвестирования,

3) установле­нии приемлемых сроков погашения,

4) повыше­нии ликвидности.

Кредиторы и заёмщики, в свою очередь, готовы оплачивать эти услуги до тех пор, пока их стоимость не превысит издержек операций на рынке прямых кредитов.

Кредиторы и заёмщики делают свой выбор между рын­ком прямых кредитов и рынком опосредованного кредитования в зависимости от того, какой из них лучше подходит для достижения их целей. Обычно потребители, осуществляющие на рынке операции на небольшие суммы (розничные сдел­ки), считают, что взаимодействие с посредника­ми сопряжено для них с меньшими издержками. Напротив, экономические субъекты, совершаю­щие операции на крупные суммы (оптовые сдел­ки), могут переходить с одного рынка на другой в зависимости от того, где предлагается более вы­годная процентная ставка.