Принципы построения бюджетных систем различных стран

Бюджетные системы зарубежных стран строятся на общих основных принципах. К ним относятся:

- облечение бюджета в форму акта, принимаемого представительным органом власти;

- полнота бюджета;

- единство бюджета;

- приоритетность публичных расходов;

- достоверность и наглядность бюджета;

- ежегодное утверждение бюджета;

- бюджетное равновесие.

Бюджетная система Германии основана на следующих принципах:

- единство и полнота бюджетной системы страны(Принцип полноты означает, что все доходы и расходы должны быть представлены в бюджете в полном объеме. Принцип единства т.е. единство бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы, формирования бюджетной документации, бюджетной отчетности и т.д.) ;

- совокупное покрытие расходов бюджетов(расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами и источниками финансирования дефицита бюджета);

- годичный бюджетный период (Совпадает с календарным – с 1 января по 31 декабря. Бюджет разрабатывается исполнительной властью и рассматривается, утверждается законодательной властью на год );

- своевременность представления бюджетов (до начала бюджетного года);

- неизменность бюджетных параметров (отсутствие возможности изменять размер расходов по определенным статьям);

-экономичность и экономность расходования бюджетных средств (означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.);

- сбалансированность бюджетов (Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета. При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит — это превышение доходов бюджета над расходами);

- достоверность и ясность бюджетов (надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующих территорий и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета);

- брутто-принцип (доходы и расходы представлены раздельно и в полном объеме, без сальдирования);

- принцип «разделения учетных единиц» (доходы - по источникам возникновения, расходы и обязательства – по целевым статьям);

- принцип разделения правомочности осуществления бюджетных расходов от правомочности принятия бюджетных обязательств уполномоченными лицами ./ 3 /

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

- единства бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

- самостоятельности бюджетов;

- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

- сбалансированности бюджета;

- результативности и эффективности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

- прозрачности (открытости);

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств;

- подведомственности расходов бюджетов;

- единства кассы. /2, с. 40/

Можно сделать вывод о том, что основные принципы на которых строятся бюджетные системы РФ и ФРГ общие.