Совершенствование методов выравнивания бюджетной обеспеченности в системе межбюджетных отношений

Рассмотрев систему финансового выравнивания в ФРГ, я пришла к выводу, что в ней есть много недостатков, над которыми нужно работать. Я думаю, что необходимо усилить стимулы к эффективности хозяйствования, что его большая результативность должна соответственно и выше вознаграждаться, что тотальная уравнительность неизбежно приведет к необходимости делить уменьшающийся пирог. Сохраняется проблема прозрачности механизма выравнивания. Для ее решения следует установить более четкие критерии перевода денег из центра в земли и между землями. Модель финансового выравнивания между землями должна предусматривать сокращение использования перераспределения части налога с оборота для уменьшения региональных различий; установление показателей финансовой силы земель с учетом специальных доплат портовым городам; определение показателей финансовой потребности регионов без учета доли проживающего в них населения, поскольку место жительства часто не совпадает с местом работы. Необходимо пересмотреть и практику "смешения" задач федерации и земель, которая не отвечает требованиям эффективного федерального порядка. Доходы региональных бюджетов, по моему мнению, должны в большей степени соответствовать качеству политики региональных властей, а реализуемые ими мероприятия - финансироваться из собственных доходов. Иными словами, направление преобразований - повышение самостоятельности федеральных земель при принятии решений о доходах и расходах.

Во-первых, так как самостоятельность, требует достаточных ресурсов то чтобы повысить финансовую силу земель, предлагается укрупнить их - вместо 16 земель образовать 7. по моему мнению, необходимо пересмотреть Основной закон в части его положений о федеральном устройстве. В результате старая модель "кооперативного федерализма" заменяется моделью "конкурентного федерализма". "Кооперативный федерализм" формирует порядок социальной и хозяйственной устойчивости, но не создает стимулы для инновационных прорывов (и даже препятствует этому). Учитывая, что характер европейской интеграции делает все более значимой не межстрановую, а межрегиональную конкуренцию, необходимо формировать для нее эффективные условия и внутри страны. С позиций теории хозяйственного порядка задача формулируется как пересмотр ключевого параметра "единый жизненный стандарт": с учетом уже достигнутого высокого материального уровня во всех землях упор в региональной политике переносится на принципы субсидиарности и многообразия при отказе от нивелирования уровня жизни за счет государственных услуг и создании единых рамочных условий хозяйствования и жизнедеятельности.

Во-вторых, необходимо сократить высокие объемы трансфертов для общего выравнивания бюджетной обеспеченности. Нужно разрешить Федеральному правительству в целях преодоления недостатков экономической инфраструктуры финансировать выплату трансфертов только в особых случаях и в течение ограниченного периода времени. Это должно относится к трансфертам для преодоления дефицита инфраструктуры в «новых» землях. Объемы этих специальных федеральных трансфертов должны со временем сокращаться и предоставляться на ограниченный период времени. Это должно быть отражено в новом законе о бюджетном выравнивании.

В-третьих, помощь от федерального правительства должна предоставляться землям, находящимся в чрезвычайном финансовом кризисе. В этом случае финансовая помощь должна сопровождаться жесткими условиями, которые должны предполагать наличие плана финансового оздоровления данной земли. В этом случае федеральные трансферты также должны предоставляться по снижающейся шкале и на ограниченный срок.