Заключение

Финансовая система Федеративной Республики Германия включает в себя бюджеты трех уровней, специальные правительственные фонды, государственные предприятия.

Формирование бюджетов происходит в основном за счет поступления налоговых платежей. При этом следует учесть, что прямые налоги в Германии преобладают и превышают поступления от косвенные налогов в два раза. (В России же, косвенные налоги дают основные поступления в федеральный бюджет). Преобладание прямых налогов говорит о высокой степени справедливости распределения доходов в обществе. Налоговое бремя ФРГ остается высоким в сравнении с другими странами. В РФ налоговое бремя более низкое, хотя суммы которые подлежат налогообложению меньшие, чем в ФРГ. Налоговые доходы ФРГ в абсолютном выражении в 3, 2 раза больше, чем в РФ.

По части расходов можно сказать, что бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. В ФРГ бюджет имеет социальную направленность. Основная доля расходов идет на социальное обеспечение. На втором месте расходы на экономику, военные расходы, далее идут расходы на науку образование, управленческие расходы и прочие. В РФ основные средства тратит на межбюджетные трансферты. Бюджет направлен на обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны, поддержку стратегических и инновационных отраслей.

В Германии существует сложная, многообразная система финансового выравнивания. ФРГ присуща кооперативная модель федерализма. Наблюдается высокая степень зависимости земель от федерации. Сможет ли Россия перескочить этап "кооперативного" федерализма (который пока тоже отсутствует) и сразу начать обновлять свою федерацию по более эффективному "конкурентному" варианту? Представляется, что делать это в условиях чрезвычайно сильной дифференциации регионов, большая часть которых находится на уровне абсолютной бедности, весьма рискованно. Но и "кооперативный" федерализм, приобретающий при российских обстоятельствах признаки не "концертной согласованности", как в Германии, а "колхозности", чреват неэффективными перераспределительными тенденциями, которые с большой вероятностью приведут к усилению унитаризации государства. Поэтому, на наш взгляд, в России необходимо рационально сочетать элементы кооперативного и конкурентного федерализма, причем по мере укрепления экономического роста и хозяйственного потенциала регионов усиливать конкурентные элементы. Было бы непростительной ошибкой проигнорировать опыт федералистского развития западноевропейских стран, особенно Германии. Будущее России как федеративного государства во многом зависит от быстрого достижения консенсуса по системе межбюджетных отношений, базирующейся на принципе "кооперативизм - насколько необходимо, конкурентность - насколько возможно".

В ФРГ существует ряд проблем, которые требуют решения. Среди них проблема целевого использования средств, необходимость увеличения доходов, реформирование системы финансового выравнивания. При решении данных проблем можно использовать методы предложенные в данной работе.

В целом можно сказать, что финансовая система Германии построена таким образом, что она вполне соответствует правительственной политики социальной рыночной экономики. Огромное внимание уделяется социальному обеспечению и поддержанию нормального уровня жизни населения.