Управление финансами и государственное регулирование.

Управление финансами в РФ прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти. Это Федеральное Собранне и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении.

Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Важнейшим органом, осуществляющим управление финанса­ми РФ, являются Министерство финансов РФ и его органы на местах. Минфин России обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой к валютной политики РФ

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех

обязательных платежей возложен на Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах — налоговые инспекции.

Федеральная служба налоговой полиции РФ имеет полномочия: право возбуждать уголовное дело, проводить по нему дознание, предварительное следствие и передавать материалы непосредственно в суд.

За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ

. В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин РФ

Негосударственный финансовый контроль

подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрифирменный (корпоративный), контроль со стороны коммерческих банков за организациями - клиентами, аудиторский контроль.

Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджменте и др. — за финансовой деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних структур Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью и целесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных, привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовое состояние предприятия.

Коммерческие банки по закону обязаны контролировать лишь соблюдение клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. Вместе с тем необходимость поддержания ликвидности требует от банка оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятий — потенциальных заемщиков В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок.

Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соот­ветствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ, проверка платежно-расчетной документации, налоговых декла­рации и других финансовых обязательств проверяемых эконо­мических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги поста­новку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтер­ской отчетности и декларации о доходах; анализ и прогнозиро­вание финансово-хозяйственной деятельности, обучение работ­ников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах за­конодательства; проработку рекомендаций, полученных в ре­зультате аудиторских проверок

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициа­тивной. Если инициативная проверка осуществляется по пред­ложению самого экономического субъекта, то обязательная про­водится в установленном порядке Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитные организации (включая Банк России); страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме ОАО, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам. Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (зa исключением государственных и муниципаль­ных).

Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граж­дане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистриро­ванные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудитор­ские фирмы (в том числе иностранные). Они могут иметь любую организационно - правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме ОАО. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Перейти на страницу: 1 2 3