Избыточное административное бремя

Возложенное на банки бремя административных издержек избыточно. Яркий пример — возложенная на банки обязанность по контролю за выполнением организациями правил ведения кассовых операций. Банки стали одним из основных поставщиков информации об операциях нефинансового сектора, фактически помогая государству выводить бизнес из «тени», но соответствующие издержки банкам никак не компенсируются. Значительная часть издержек на соблюдение законов и многочисленных подзаконных актов мало зависит от объемов бизнеса, поэтому для малых и средних банков такие затраты особенно обременительны.

Более жесткие, чем во многих странах, требования Банка России к классификации активов по уровню кредитного риска и нормативы резервирования ограничивают кредитные операции банков. С точки зрения заботы о стабильности банковского сектора не всегда оправдан используемый ЦБ РФ единообразный подход к объему предоставляемой информации и выполняемых функций. Сохранение унифицированных процедур надзора, не зависящих от объема активов и разрешенных видов банковской деятельности, снижает конкурентоспособность этих банков и ставит под сомнение перспективы их существования.

С дополнительной нагрузкой для банков связано выполнение требований других регуляторов — ФСФМ, ФАС, Роспотребнадзора. Ужесточение надзора за легализацией преступных доходов со стороны увеличивает время обработки каждой операции, что сдерживает повышение доступности финансовых услуг. Требования Роспотребнадзора, ФАС и других регуляторов зачастую не только связаны с затратами на их выполнение, но и наносят значительный репутационный ущерб банковской системе. Наиболее опасны в этом смысле масштабные «кампании по повышению прозрачности банков», которые снижают доверие к банкам и повышают для них стоимость привлечения частных вкладов.