Минимизация издержек

Как минимизация издержек трансформации сбережений в инвестиции, так и последующая аллокация финансовых ресурсов подразумевают эффективное функционирование значительного числа кредитных организаций. Поэтому необходимо препятствовать консервации олигополистистической структуры там, где потенциальный объем рынка допускает эффективную работу значительного числа мощных финансовых институтов. Конкурируя с государственными финансовыми институтами, частные банки, управляющие компании, НПФ и иные финансовые посредники будут препятствовать снижению эффективности государственных банков.

В этой связи мы считаем оптимальной структуру рынка, в рамках которой:

сосуществуют частные, государственные и иностранные банки;

каждая из банковских групп реализует задачи в той сфере, где располагает конкурентными преимуществами;

в рамках каждой из групп сохраняется конкурентная среда, сохраняются и возможности перехода кредитной организации из одной группы в другую.

Существующую конфигурацию банковской системы мы рассматриваем как приемлемую как с точки зрения развития конкуренции (существование крупных частных и иностранных банков), так и с позиций обеспечения устойчивости к внешним шокам (сильные позиции государственных банков). В отличие от существующей, в оптимальной модели предполагается перераспределение части рынка от государственных к частным банкам.

Госбанки в рамках оптимальной модели содействуют решению задач государственной промышленной и социальной политики, развитию банковской инфраструктуры. Естественные преимущества (доступность относительно дешевого фондирования, доверие населения) этих банков должны работать на нужды всех участников рынка. Это происходит, когда госбанки работают на повышение доступности банковских услуг для населения, обеспечивают канал распределения государственных субсидий, лоббируют интересы банковского сообщества в законодательной сфере. Масштаб задач, стоящих перед госбанками, в перспективе и будет определять характер присутствия государства в банковском секторе. По мере решения приоритетных задач развития, оправданным будет постепенный выход государства из капитала отдельных банков.

Крупные частные банки концентрируются на развитии кредитования крупного, среднего и малого бизнеса, физических лиц, а также на взаимодействии со смежными сегментами финансового рынка. Малые и средние банки в рамках оптимальной модели играют роль провайдеров услуг в регионах, действуют на основании государственных программ, по агентским договорам либо в рамках договоров рефинансирования.

Иностранные банки остаются источниками ресурсов для российских финансовых и нефинансовых институтов, приносят передовые практики управления, однако их присутствие не носит доминирующего характера ни в одном из секторов — розничном, корпоративном или инвестиционном.

Стабильное развитие сектора приведет к росту числа специализированных банков: ипотечных, «пластиковых», потребительских. Развития система межбанковского кредита и доступность средств институциональных инвесторов обеспечат им стабильные источники финансирования, а узкая специализация — рост эффективности.

Такая структура при кардинальном увеличении ее мощности за счет длинных ресурсов позволит снизить значимость перераспределения ресурсов через бюджет либо внутри холдингов, заменив эти механизмы аллокацией кредитных ресурсов.

Существующая дифференциация регионов по уровню доступности банковских услуг не может рассматриваться как приемлемая. В ряде регионов доступность услуг серьезно отстает от лидера — г. Москвы, что усугубляет несоответствие между возможностями банковского сектора и потребностями экономики.

По нашим оценкам, начиная с 2010-11 гг. доступность услуг будет расти, прежде всего, за счет расширения возможностей дистанционного банковского обслуживания. Необходимым условием лидерства в розничном секторе станет филиальная сеть, включающая 300-400 офисов обслуживания, дополненная системой дистанционного обслуживания в остальных населенных пунктах страны.

Окупаться такая сеть будет быстрее при продаже набора финансовых услуг (банковские, страховые, управление активами). При этом будут конкурировать две модели — горизонтально интегрированные финансовые холдинги, продающие собственные продукты через свою обширную сеть точек продаж и финансовые супермаркеты, где брокеры продают услуги различных компаний. Вторая модель, разделяющая продавцов и «производителей» финансовых услуг, может оказаться более эффективной и стать доминирующей уже к 2015 г.