Уроки кризиса и преобразование экономики в условиях снижающейся инфляции

Наиболее важным уроком кризиса, как для банковского сектора, так и для всех компаний, а также для населения, стало заметно возросшее понимание необходимости вести сбалансированную и ответственную политику в долговой области. В этой связи стоит напомнить, что год назад в кризис Россия вошла с одним из самых низких в мире уровней внешнего госдолга, составлявшего менее 9% ВВП, при огромной долговой нагрузке частного сектора. Причем значительная часть частного внешнего долга была краткосрочной.

По данным ЦБ, в 2008 году российские компании и банки в сумме выплатили более 244 млрд долл в платежах по основному долгу и процентам. Одни лишь эти платежи составили почти 15% ВВП за прошлый год. Несмотря на предпринятые активные попытки реструктуризации долга, внешняя задолженность частного сектора сократилась незначительно: с 499 млрд долл на 1 октября 2008 г. до 441 млрд долл на 1 октября нынешнего года.

Для банков и компаний следствием кризиса стало существенное улучшение стандартов риск-менеджмента и стратегий управления долгом. А для населения – более аккуратный подход к заимствованиям. И хотя для экономики в целом эти изменения, скорее всего, приведут к снижению темпов роста инвестиций, что также может означать и более низкий, чем в предкризисные годы, рост экономики, такие перемены, на наш взгляд, будут позитивными, поскольку смогут обеспечить более стабильную динамику развития российской экономики.

В этой связи особенно хотелось бы обратить внимание на меняющуюся роль российского банковского сектора. С точки зрения российских властей, которые в разгар кризиса год назад были вынуждены существенно сократить объем госрезервов для оказания помощи российским компаниям в обслуживании их внешнего долга, важнейшим уроком кризиса стало понимание необходимости развития сильной национальной финансовой системы, которая была бы в состоянии обеспечивать национальные компании долгосрочными кредитными ресурсами. Это могло бы снизить зависимость российской экономики от внешних рынков капитала и, соответственно, уменьшить влияние возможных негативных факторов на этих рынках. Тогда необходимость в значительной господдержке различных секторов экономики в периоды кризисов, подобных нынешнему, могла бы резко снизиться.

Однако перспективы создания сильного и конкурентоспособного национального банковского сектора зависят не только от желания властей или банкиров. Важнейшей предпосылкой является также создание определенных макроэкономических условий для развития банков и роста долгосрочного кредитования. Таким условием, прежде всего, является снижение уровня инфляции, поскольку именно из-за высоких инфляционных ожиданий ставки по долгосрочным кредитам в России продолжают оставаться на высоких уровнях, что в итоге подталкивает многих российских заемщиков к поиску источников финансирования за рубежом. Российские банки, таким образом, лишаются наиболее качественных заемщиков и вынуждены брать на себя дополнительные риски при кредитовании, что негативно сказывается на условиях кредитования для остальных категорий заемщиков.

Особо хотелось бы подчеркнуть, что понимание необходимости фундаментальных перемен в макроэкономической ситуации в России существенно улучшилось в результате кризиса. В последние месяцы мы наблюдаем очевидный разворот в экономической стратегии правительства и Центрального банка, когда на первый план выходят задачи существенного снижения инфляции, поддержания макроэкономической стабильности, улучшения условий для инвесторов, а также цель постепенного перемещения центра кредитования экономики с внешних на внутренние источники. Так, всего за семь месяцев между мартом и октябрем 2009 г. годовые темпы роста потребительских цен в России снизились с 14% до 9.7%, а вслед за этим снизилась и процентная ставка Банка России: с 12.5% до 9.5%. Мы приветствуем эти перемены в политике денежных властей и ожидаем, что они уже в ближайшие месяцы смогут привести к заметному улучшению ситуации в российском банковском секторе, а также помогут снизить уровень внешних рисков для экономики в целом.