Финансовые отношения организации с бюджетом и внебюджетными фондами

Денежные отношения между государством и предприятием возникают в процессе хозяйственной деятельности последнего, так как эта деятельность направлена на получение прибыли. Происходит мобилизация денежных средств на нужды государства путем налогообложения.

Целостная налоговая система РФ действует с 1992 г. По совокупности и структуре входящих в нее налогов, формам и методам ее построения существующая налоговая система не отвечает современным задачам финансовой политики. Данному налоговому механизму присуща фискальная направленность, а стимулирующая функция налогов в этой ситуации не реализуется. Другими словами, налоговые методы не обеспечивают развитие предпринимательства. На практике выявляются недостатки, противоречия действующих законов.

Государственная система налогообложения самым существенным образом влияет на предпринимательскую деятельность. Налоговое бремя может быть таким, что даже у нормально функционирующего предприятия не будет оставаться средств не только для расширения производства, но и простого воспроизводства. Множественность налогов, налоговых ставок и льгот, нечеткие формулировки законодательства и нормативных актов затрудняют налогоплательщику правильную уплату налогов.

Ответственность в налоговом законодательстве, тем не менее, установлена достаточно жестко. Несмотря на то, что большая часть нарушений связана с недостаточной осведомленностью налогоплательщиков о действующем налоговом законодательстве и происходящих в нем изменениях, никакой разъяснительной работы в этом направлении, по сути дела, не проводится.

Положительный эффект воздействия системы налогообложения на предприятия возможен, но для этого необходимы некоторые условия. Говоря о конкретных условиях, можно определить следующее: разумное налоговое бремя, не лишающее предприятие источников финансирования расширения производства и воспроизводственных процессов; оптимальное количество взимаемых налогов; простой порядок их исчисления и взимания; одинаковая система налогообложения для предприятий любых форм собственности.

Все эти условия необходимы для развития тех предприятий, в деятельности которых заинтересовано общество. Гибкая система налогообложения может способствовать этому процессу и при помощи налоговых льгот.

Налоги классифицируются по видам и объектам налогообложения. Установлены федеральные налоги, налоги субъектов Федерации, местные налоги – всего 40 видов.

Объектами налогообложения выступают: прибыль, доходы, имущество предприятий, стоимость товаров определенного вида, отдельные виды деятельности, финансовые операции, добавленная стоимость продукции, работ и услуг, пользование природными ресурсами.

Существует три вида налогообложения:

- прогрессивное – чем выше доход, тем непропорционально большая его часть его изымается в виде налога;

- пропорциональная система предполагает одинаковую долю налога в доходах независимо от их величины;

- регрессивное налогообложение предусматривает снижение ставки налога по возрастании доходов.

На практике встречаются все три вида налогообложения. Налоги на прибыль организаций чаще всего рассчитываются по прогрессивной шкале.

Как правило, предприятия выступают налогоплательщиками и только некоторые из них получают из бюджета дотации и ассигнования на капитальные вложения. Например, это предприятия агропромышленного комплекса и угольной промышленности. Финансирование происходит из республиканского бюджета в рамках целевых государственных программ и инвестиций (финансирование предприятий оборонного комплекса) или через специальные фонды, такие как фонд поддержки предпринимательства.

Система государственных внебюджетных фондов функционирует параллельно с бюджетом.

Эта система состоит из фондов производственного и социального назначения, аккумулирующих значительные финансовые ресурсы. Объем этих ресурсов по отношению к доходам консолидированного бюджета составляет не менее половины последнего. Из них большая часть перечисляется в централизованные внебюджетные фонды.

К внебюджетным фондам производственного назначения относятся фонды финансирования отраслевых и межотраслевых НИЭР и мероприятий по освоению новых видов продукции, создаваемые в министерствах, ведомствах, концернах, ассоциациях за счет отчислений предприятий в размере до 1,5% к себестоимости продукции. В эту же категорию относят дорожные фонды РФ, формируемые за счет специальных налогов, взимаемых с предприятий и включающихся в себестоимость продукции.

Наиболее значительные средства поступают в фонды социального назначения. К ним относятся:

Пенсионный фонд,

Фонд социального страхования,

Фонд занятости,

Фонд обязательного медицинского страхования.

Одним из источников образования этих фондов являются обязательные платежи предприятий, включаемые в себестоимость продукции. Общий размер отчислений предприятий во внебюджетные социальные фонды в настоящее время составляет в среднем 39% к начисленной оплате труда. При этом сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Перейти на страницу: 1 2