Масштабы лизингового бизнеса России

Факторами, способствующими росту объемов отечественного лизинга, являются:

· улучшение экономической ситуации в стране;

· рост числа потенциально-реализуемых лизинговых проектов;

· обостренную потребность в обновлении и увеличении основных фондов в ряде ключевых отраслей и, как результат, резкий рост нового лизингового бизнеса в энергетическом оборудовании, машиностроении, строительстве, автотранспорте, железнодорожном транспорте;

· улучшение условий ценообразования лизинговых услуг (по срокам, стоимости, условиям погашения задолженности и др.);

· увеличение объемов и источников финансирования лизинговых операций, в основном, как высокодоходных и с управляемыми рисками;

· рост качества и числа предоставляемых услуг лизингодателями;

· разработку и внедрение новых лизинговых продуктов и программ;

· развитие конкуренции на рынке лизинговых услуг.

Факторы, которые сдерживают рост объемов лизинга в стране:

· администрирование налогообложения;

· большие проблемы с НДС; произвол налоговых органов;

· правовые и организационные вопросы по лизингу некоторых видов имущества (например, недвижимость)

· ограничения по использованию предмета лизинга только для предпринимательских целей;

· неурегулированность отдельных законодательных и нормативно-правовых норм по налоговому и бухгалтерскому учету;

· отсутствие законодательных актов, регулирующих развитие отдельных направлений финансирования лизинговых операций, например, по секьюритизации лизинговых активов;

· недостаточная прозрачность, транспорентность лизингодателей и лизингополучателей, ограниченная информация о клиентах;

· проблемы с методологией формирования статистики лизинга в стране [1, с.28].

В мировой практике лизинг является инструментом преимущественно для малого и среднего бизнеса. Эту нишу лизинг занимает, прежде всего, в силу своей низкой рисковой природы. Предмет лизинга, остающийся в собственности лизингодателя до окончания срока сделки, является для него гарантией (зачастую единственной п достаточной) успешного осуществления сделки. Поскольку в большинстве развитых стран лизинг не пользуется столь значительными налоговыми льготами, как в России, низкий уровень рисков становится основным преимуществом этого инструмента. Вследствие этого основными клиентами лизинговых компаний становятся средние и малые предприятия, которым труднодоступно иное финансирование [8, с. 61].

Перейти на страницу: 1 2