Управление долгом.

Анализ имеющейся законодательной базы в сфере государственного долга позволяет сделать вывод, что вопросы правового регулирования управления государ­ственным долгом в настоящее время получили недо­статочно полное и четкое юридическое закрепление[26].

Существенным недостатком управления государ­ственным долгом является недостаточная разработка законодательно установленных целей государственных заимствований. Законодательная база по вопросам уп­равления государственным долгом характеризуется не­достатками в разграничении компетенции, полномочий и ответственности органов государственной власти в области управления государственным долгом и поряд­ка их взаимодействия. Вне рамок действующего зако­нодательства остаются вопросы координации и разгра­ничения полномочий Правительства Российской Фе­дерации и Банка России в проведении текущей долговой, денежно-кредитной и валютной политики. В на­стоящее время данная координация осуществляется на стадии согласования бюджетной и денежно-кредитной политики Правительства Российской Федерации и Бан­ка России на соответствующий год. В тоже время необ­ходимо четко законодательно определить процедуры и механизмы взаимодействия и координации соответству­ющих органов, их функции и ответственность, а также механизм обмена информацией между государственны­ми органами, осуществляющими валютную, денежно-кредитную и долговую и бюджетную политику.

Статьей 120 Бюджетного кодекса Российской Феде­рации «Единая система учета и регистрации государ­ственных заимствований Российской Федерации, госу­дарственных заимствований субъектов Российской Фе­дерации и муниципальных заимствований» определено, что в Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации. Этой же статьей установлена обязанность Минфина России вести государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Феде­рации (Государственную долговую книгу Российской Федерации). Минфин России осуществляет ведение го­сударственных книг внутреннего и внешнего долга Рос­сийской Федерации. Однако при этом много вопросов остаются неурегулированными. Так, например, вопре­ки требованиям Бюджетного кодекса Государственная книга внешнего долга Российской Федерации представ­ляет собой лишь перечень регистрационных докумен­тов архивного хранения, а именно копий соглашений Российской Федерации, заключенных с Международ­ным валютным фондом и Международным банком реконструкции и развития, в их первоначальном виде, без отражения изменений, внесенных в эти соглашения в части сумм заимствований, сроков закрытия проектов по мере их реализации и произведенных Российской Федерацией выплат в пользу МВФ и МБРР.

При этом статья 121 Бюджетного кодекса устанав­ливает требование вносить в Государственную долго­вую книгу Российской Федерации сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обя­зательств, об исполнении указанных обязательств пол­ностью или частично, а также другую информацию. Информация о долговых обязательствах должна вно­ситься в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Некоторые действующие нормативно-правовые акты по вопросам управления государственным долгом до сих пор еще не приведены в соответствие с требова­ниями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Так, например, необходимо внести изменения в Порядок работы с проектами, финансиру­емыми за счет займов Международного банка реконст­рукции и развития, утвержденный постановлением Пра­вительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. № 395. Это связано в первую очередь с тем, что после вступления в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации многие положения данного документа ус­тарели, изменилась сама стратегия Российской Феде­рации в отношении заимствований у международных финансовых организаций.

Весьма важным фактором в регулировании государ­ственного долга является обеспечение соответствую­щей законодательной базы на уровне субъектов Рос­сийской Федерации. До введения в действие Бюджетно­го кодекса Российской Федерации какой-либо обобщен­ной информации о состоянии и структуре долговых обя­зательств субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований не существо­вало.

Перейти на страницу: 1 2 3