Управление долгом.

В настоящее время правовое регулирование государ­ственного долга субъекта Российской Федерации осу­ществляется на основе норм Бюджетного кодекса Рос­сийской Федерации и законов субъектов Федерации о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, разра­ботанных на его основе (например, Закон Калининг­радской области от 7 июня 2002 г. № 156 «О бюджетном процессе в Калининградской области»). Кроме того, в развитие указанных выше законодательных актов в ряде регионов принимаются отдельные законы субъекта Федерации, определяющие вопросы управления госу­дарственным долгом. Например, в Кабардино-Балкар­ской Республике таким законом является Закон от 24 февраля 1999 г. № 6-РЗ «О государственном долге Ка­бардино-Балкарской Республики», где находят отраже­ние все необходимые показатели, перечень которых определен требованиями Бюджетного кодекса Россий­ской Федерации.

Принятие подобного рода нормативных актов по­казывает, что на уровне субъектов Российской Федера­ции понимают роль и значение такой формы государ­ственного долга, как гарантийные обязательства. В тоже время на федеральном уровне отдельного поста­новления Правительства РФ по государственным гаран­тиям нет. В настоящее время нормы действующего за­конодательства не регламентируют четко механизм и условия предоставления государственных гарантий. Это связано еще и с тем, что и по этой и по другим формам государственного долга правовое регулирование осуще­ствляется на основе разрозненных подзаконных актов.

Отдельной проблемой в сфере государственного дол­га является проблема восстановления и защиты сбере­жений граждан Российской Федерации, регулируемая нормами Федерального закона от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации». Данным законом определено, что государство гарантирует восстановление и обеспе­чение сохранности ценности денежных сбережений. К настоящему времени в целях обеспечения исполнения данного закона было принято еще четыре федераль­ных закона, которые определяют условия восстановле­ния гарантированных сбережений граждан.

В то же время в законодательстве не закреплен по­рядок перевода гарантированных сбережений граждан во вкладах в Сбербанке России и организациях государ­ственного страхования в целевые долговые обязатель­ства, а также порядок обслуживания и погашения целе­вых долговых обязательств, что не позволяет опреде­лить принятые Федеральным законом от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ обязательства государства в денежной едини­це Российской Федерации — рублях, и, следовательно, учесть их в структуре и общем объеме государственно­го внутреннего долга Российской Федерации. Работа по осуществлению перевода государственных ценных бу­маг СССР, гарантированных Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Россий­ской Федерации», в целевые долговые обязательства на практике не осуществляется в связи с незавершеннос­тью разработки нормативных актов, предусмотренных в статье 10 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 162 «О порядке перевода государственных ценных бу­маг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федера­ции», а именно порядок начисления доходов на опреде­ленные данным законом целевые долговые обязатель­ства и порядок их обслуживания должны устанавливаться отдельными федеральными законами. В связи с этим в настоящее время положения Федерального закона от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» не выпол­нимы. Таким образом, законодательная база не отра­жает экономические реалии и нуждается в пересмотре.

Таким образом, действующие правовые нормы по вопросам управления государственным долгом нуждаются в существенных дополнениях в свя­зи с существующими экономическими и практически­ми реалиями. В первую очередь необходимо четко за­конодательно закрепить цели государственных заим­ствований, разграничить компетенцию, полномочия и функции органов, осуществляющих управление госу­дарственным долгом, а также порядок ведения Госу­дарственной долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной дол­говой книги.

Принятие соответствующих изменений и дополне­ний действующего законодательства позволит осуще­ствлять достоверный учет состояния государственного долга и операций по его обслуживанию, создать рабо­тоспособный механизм управления государственным долгом, повысить эффективность заемной и долговой политики, обеспечить действенный контроль за госу­дарственным долгом на основе прозрачности долговой политики для кредиторов и инвесторов, российского общества в целом.

Перейти на страницу: 1 2 3