Проблемы современного РЦБ России

Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.

Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:

- преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности;

- целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России;

- улучшение законодательства и контроль за выполнением этого законодательства;

- повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:

а) создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка (в настоящее время преобладает ориентация на фондовый рынок США),а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг);

б) формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели создания рынка ценных бумаг;

- проблема защиты инвесторов, которая может быть решена созданием государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь;

- опережающее создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов;

- реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п.

Для того чтобы оценить потен­циальные возможности российско­го фондового рынка как механиз­ма форсирования экономического роста, рассмотрим более подробно его основные сегменты.

В последние годы основным ви­дом ценных бумаг, с помощью ко­торого предприятия реального сектора могли привлекать деньги на развитие собственного произ­водства, были корпоративные об­лигации. Быстрые темпы расшире­ния рынка этих бумаг убедительно доказывают высокую эффектив­ность подобного способа привле­чения финансовых ресурсов. По итогам 2003 г., именно этот сектор стал на ММВБ лидером по росту оборотов. Совокупный объем но­вых размещений достиг почти 4 млрд. долл., что в 2,1 раза выше, чем в 2002 г. В результате инвести­ционная эффективность рынка корпоративных облигаций замет­но возросла: доля этих инструмен­тов в валовом объеме инвестиций в российскую экономику увеличи­лась с 2,7% в 2002 г. до 3,6% в 2003 г.

Однако, несмотря на очевидные успехи, возможности рынка корпо­ративных облигаций реализованы не полностью. По нашим оценкам, сегодня в России не менее 700—1000 предприятий имеют перспективные проекты и спо­собны разместить на фондовом рынке собственные облигации. Это в 5—6 раз превосходит число ком­паний, уже разместивших собст­венные займы, что свидетельству­ет о значительном нереализован­ном потенциале данного сектора.

Если инвестиционная эффек­тивность рынка корпоративных облигаций растет достаточно быс­тро, то в секторе акций подобной тенденции не наблюдается, хотя в 1999—2003 гг. российский рынок продемонстрировал очень высо­кий рост. На ММВБ (а на долю этой биржи приходится около 85—90% всего оборота организо­ванного рынка акций России) объ­ем сделок с данными инструмента­ми в 2003 г. увеличился более чем в 2 раза по сравнению с 2002 г. и почти в 30 раз по сравнению с 1999 г. Индекс ММВБ вырос за 2003 г. более чем на 60%, а за I кв. 2004 г. еще на 25%, что ставит российский рынок в ряд наиболее прибыльных в мире. Капитализация рынка акций достигла 200 млрд. долл., что составляет бо­лее 40% ВВП. По этому показате­лю российский рынок приблизился к развитым рынкам Западной Европы.

Перейти на страницу: 1 2