Реформы в системе государственного регулирования РЦБ России

Однако в случае с регулировани­ем фондового рынка возникает вполне очевидное противоречие с законом «О рынке ценных бумаг», где установлено, что уполномочен­ный в сфере рынка ценных бумаг го­сударственный орган соединяет в себе правоустанавливающую и пра­воприменительную функции. Раз­граничение этих функций способно привести к снижению эффективнос­ти государственного регулирования финансового рынка и, как следст­вие, к снижению эффективности функционирования последнего.

Все-таки от наличия у государствен­ного органа, регулирующего такой динамичный рынок, каким является финансовый рынок в целом и ры­нок ценных бумаг в частности, пра­ва оперативно изменять правила игры на нем, корректируя существу­ющие нормы или устанавливая но­вые, в определенной ситуации мо­жет зависеть стабильность финан­совой системы страны и экономики в целом.

Решить возникшую проблему способно совмещение функций нормотворчества, надзора и регу­лирования в рамках ФСФР. При этом соблюдение базового принци­па административной реформы, разделяющего функции нормо­творчества и контроль за их соблю­дением, можно обеспечить путем разграничения функций внутри са­мой ФСФР. Для этих целей нормо­творчество можно вынести за рам­ки этого органа, создав коллегию ФСФР — аналог коллегии ФКЦБ России. Формирование коллегии ФКЦБ России было предусмотрено ст. 41 закона «О рынке ценных бу­маг». Принимая за основу структуру коллегии ФКЦБ России, коллегия ФСФР должна состоять из 15 чле­нов, в том числе 6 сотрудников ФСФР и 9 человек «со стороны». Причем в число последних должны быть включены представители Минфина и Центробанка, а также представители профессиональных объединений участников фондово­го рынка.

Таким образом, по уровню кон­центрации контроля финансовой сферы ФСФР может стать мегарегулятором российского финансового рынка, отвечающим классическим канонам этого понятия, подобно британскому финансовому мегарегулятору — Управлению финансовых услуг (Financial Service Authority, FSA). Однако для этого предстоит еще мно­гое сделать, например изменить ста­тус ФСФР вывести из подчинения правительства и сделать независи­мым государственным органом, под­контрольным непосредственно пре­зиденту страны и подотчетным парламенту, действующим на основании своего специального закона, опре­деляющего его статус, права, обя­занности и т. п.

Перейти на страницу: 1 2 3