Особенности деятельности иностранных франчайзеров на российском рынке

Франчайзер ищет в России надежного партнера по бизнесу. Американцы, например, делают это через представительство Министерства торговли США в России. Проверенная российская компания покупает у иностранцев мастер-франшизу и право развития франчайзинга на определенной территории. Обычно франчайзер предоставляет четкое описание стандартов по оборудованию и качеству исходных продуктов, а также список рекомендуемых поставщиков. Отклонение от этого списка в обязательном порядке должно согласовываться с франчайзером. Оборудование и продукты требуемого качества можно купить в России, а если здесь такого нет, то приходится привозить из-за границы, используя базу данных и связи франчайзера. Часто владелец мастер-франшизы централизованно импортирует оборудование и сырье и распределяет его с центрального склада по франшизным точкам. Некоторые франчайзеры требуют, чтобы оборудование и/или исходное сырье покупали только у них.

Обычно владелец мастер-франшизы открывает первую точку и оттачивает на ней все технологии. После этого создается франшизный пакет (пакет документов для франчайзи и субфранчайзи) и компания начинает тиражировать бизнес — продавать субфраншизу (для этого надо получить разрешение у франчайзера) или открывать но­вые точки самостоятельно.

В России не все понимают, как правильно работать по франшизе, а один неверный шаг может испортить репутацию бренда. Поэтому многие владельцы мастер-франшизы от международных франчайзеров предпочитают развивать сети самостоятельно.

Во втором случае иностранная компания продает генеральную франшизу местной, российской компании. Владелец генеральной франшизы получает широкие полномочия и обязанности: он реализует франшизу на территории России, организует обучение персонала компаний-партнеров, контролирует их работу и получает с них роялти. Часть платежей обладатель генеральной франшизы, как правило, оставляет себе, а часть перечисляет за границу.

Работа под маркой известной зарубежной компании (см. прил. 7, табл. 3.1) – один их самых надежных путей к построению успешного бизнеса. Интерес иностранцев к созданию франчайзинговых сетей в России высок. Но перейти от слов к делу решаются немногие [55].

В России очень часто понятие франчайзинга путают с понятием оптовых продажи. Отечественные франчайзеры просто создают дилерскую сеть под единой маркой, часто объединенную единым корпоративным стилем и одинаковым товаром. Никакой речи о сложных бизнес-схемах, технологиях и речи не идет.

Низкая доходность иностранных франшиз. Для иностранных франчайзеров доходность в 20 % считается нормальной. Для отечественных инвесторов это очень мало.

Низкая узнаваемость бренда иностранных франшиз. Если бренд франчайзера не знают в вашем городе, а весь его бизнес только на нем и держится, то не стоит покупать подобную франшизу, либо покупка франшизы должна сопровождаться особыми льготными условиями для франчайзи.

Технологичность. В России все люди умные, а потому детальное прописание бизнес-технологий во франшизном пакете считается дурным тоном. Предполагается, что российский бизнесмен и так все знает и ему не нужно все объяснять. У иностранцев подход другой — все продумано до мелочей, шаги расписаны по минутам, причем они требуют выполнения своих рекомендаций. Тут уж кому как нравится: либо воля и самостоятельность, либо дисциплина и подчинение.

Дорогое оборудование — дорогой товар. В ситуации производственного франчайзинга (покупка оборудования с целью созда­ния товаров или оказания услуг) при покупке иностранной франшизы могут возникнуть ситуация, когда цены на оборудование, произведенное в другой стране, возможно, будут существенно повышены по сравнению с ценами на произведенную продукцию, продаваемую уже в России [65].

Франчайзеры-иностранцы работают в России по двум схемам. В первом случае головная компания находится за границей, а в России работает ее специальный представитель. По такому принципу продает свою франшизу американская компания Subway Russia, штаб-квартира которой находится в Неваде. А интересы Subway в России представляет вице-президент компании по развитию, координирует работу одиннадцати ресторанов быстрого обслуживания «Сабвэй» в Москве и Екатеринбурге. Все решения о выдаче франшизы принимает американский офис, на его же расчетный счет ежемесячно перечисляются роялти. Торговое оборудование российские франчайзи Subway также получают из Америки.

Перейти на страницу: 1 2 3