Совершенствование государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Вступление в силу Федеральных законов №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и обусловленное ими изменение системы пенсионного обеспечения вызвало серьезную критику со стороны многих ученых-правоведов. Так, М.Л. Захаров, В.Б. Савостьянова и Э.Г. Тучкова указывают, что действующая пенсионная система «…по существу на долгие годы закрепляет нищенский уровень пенсионного обеспечения, созданный в последние годы самой властью. Вместе с тем она легализует особую, привилегированную пенсионную систему для тех, на кого опирается власть» [33,с.44].

Действительно, пенсионное обеспечение государственных служащих в нашей стране характеризуется довольно высоким коэффициентом замещения предыдущего заработка. В соответствии с Федеральным законом №58-ФЗ от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы в Российской Федерации», названная система включает в себя государственную гражданскую службу, подразделяемую на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, военную службу, правоохранительную службу. Максимальный размер пенсии за выслугу лет федерального государственного гражданского служащего, установленный Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», составляет 75% денежного содержания (в сумме с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости). Максимальный размер пенсии за выслугу лет военнослужащих и приравненных к ним в части пенсионного обеспечения категорий граждан составляет 85% сумм денежного довольствия.

Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета. Соответственно, когда речь идет о праве на пенсию за выслугу лет государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим, источником выступают средства субъектов РФ и средств органов местного самоуправления. Регулирование пенсионного обеспечения указанных категорий чиновников происходит на основании законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, а также актов органов местного самоуправления [74].

В Республике Татарстан отношения в сфере организации государственной гражданской службы Республики Татарстан регулирует Закон Республики Татарстан №3-ЗРТ от 16 января 2003 года «О государственной гражданской службе Республики Татарстан».

В 2007 году в результате проведенных мероприятий средний размер пенсий в России увеличился на 805 рублей или на 29,8 %, и на 1 января 2008 года составил 3 500 рублей.

Размер пенсий за выслугу лет госслужащим в Республике Татарстан на 1 января 2007 года составил 4568,6 рублей при прожиточном минимуме пенсионера на ту же дату в 1946 рублей (по Республике Татарстан), это то есть в 2,3 раза больше прожиточного минимума [74].

Пенсия военнослужащих и их семей на 1 января 2007 года составила 2270,6 рублей, то есть так же превысила прожиточный минимум пенсионера. Пенсия пенсионеров, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф на ту же дату составила 3311,2 рублей, превысив прожиточный минимум пенсионера на 1365,2 рублей.

На сегодняшний день основной проблемой в сфере государственного пенсионного обеспечения является низкий размер социальной пенсии. На 1 января 2007 года размер социальной пенсии в Республике Татарстан составил 1770,9 рублей, опустившись ниже прожиточного минимума на 175,1 рублей.[48]

Если говорить об основных итогах работы по совершенствованию государственного пенсионного обеспечения за 2007 год, то следует рассмотреть следующие аспекты.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2008 года № 204 «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2008 года размера страховой части трудовой пенсии» в целях реализации пункта 7 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 1 апреля 2008 года размеры страховой части трудовых пенсий повышены на 7,5 %.

Дополнительное увеличение с 1 апреля 2008 года размера страховой части трудовой пенсии произведено по итогам 2007 года, исходя из роста среднемесячной заработной платы в стране и с учетом индекса роста доходов Пенсионного фонда России в расчете на одного пенсионера.

Реализация Постановления позволила повысить размеры трудовых пенсий более 36 млн. человек [70].

В результате средний размер трудовой пенсии увеличился на 156 рублей, пенсии по старости - на 167 рублей, при этом для пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, – на 230 рублей. Средний размер пенсии инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, увеличился соответственно на 187 и на 195 рублей.

Перейти на страницу: 1 2 3