Введение

Налогообложение страховых компаний, а точнее страховых операций, с развитием страхования в России становится одним из важных направлений реформирования для государства.

Наибольшие дискуссии в научной литературе вызывает налогообложение прибыли страховых компаний, потому что в законодательстве существуют разночтения при определении сроков налогового учета прибыли и создания страхового резерва в соответствии со страховыми нормативами и налоговыми актами.

Правильно исчислить финансовый результат деятельности страховых организаций довольно сложно из-за следующих факторов:

- срок действия большинства страховых договоров превышает сроки отчетного и налогового периода, вследствие чего большая часть ответственности страховщика по действующим договорам приходится на будущие периоды, выходящие за рамки отчетного и налогового периода;

- доходы страховых структур для их налогового учета в виде всей суммы страхового взноса по каждому договору, причитающейся к получению, признаются на дату возникновения ответственности страховой структуры перед страхователем по заключенному договору, вытекающему из условий, вне зависимости от порядка уплаты страхового взноса, указанного в соответствующем договоре;

- имеются затруднения в осуществлении контроля за реальными денежными потоками[1].

Страховые организации раздельно учитывают доходы и расходы по договорам страхования, сострахования и перестрахования.

Особенности налогообложения страховых организаций регулируются финансово-правовыми нормами частей первой и второй Налогового кодекса.

Нормативные правовые акты регулируют как порядок формирования доходов страховых организаций (страховщиков) и их расходов для целей налогообложения, так и порядок налогообложения выплат страхователям по договорам страхования, а также порядок формирования расходов страхователей в связи со страхованием.

Налоги, уплачиваемые страховыми компаниями, можно подразделить на следующие основные группы:

1) налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов): налог на прибыль (доход), налог на доходы от капитала;

2) налоги, взимаемые с выручки от оказания страховых услуг:

налог на пользователей автомобильных дорог, сбор за использование наименования «Россия»;

3) налоги с имущества: налог на имущество страховых компаний, сюда же можно отнести налог с владельцев транспортных средств;

4) платежи за природные ресурсы: земельный налог;

5) налоги с фонда оплаты труда: единый социальный налог, налог на нужды образовательных учреждений, транспортный налог, сбор на содержание милиции, пожарной охраны и образовательных учреждений;

6) налоги, уплачиваемые с суммы произведенных затрат: налог на рекламу;

7) налоги на определенный вид финансовых операций с ценными бумагами;

8) налоги с выручки от оказания нестраховых услуг и реализации имущества: налог на добавленную стоимость;

9) налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера: госпошлина.

Источниками уплаты налогов в федеральный бюджет являются: для налога на добавленную стоимость - увеличение цены товара (работ, услуги), для платы за землю, госпошлины и транспортного налога - себестоимость, для налога на прибыль - балансовая прибыль, для налога на операции с ценными бумагами и сбора за использование наименования «Россия» - чистая прибыль.

Источниками уплаты налогов в региональный (налог на имущество предприятий, налогов на пользователей автодорог и с владельцев транспортных средств) и местный бюджеты (налог на рекламу, сбор на содержание милиции, пожарной охраны и образовательных учреждений) являются финансовые результаты деятельности страховых компаний.

Страховые компании несут ответственность за соблюдение налогового законодательства, которая подразумевает правильность исчисления, а также полноту и своевременность уплаты причитающихся с них налогов.